Посетив административное здание станции, пора заглянуть в её основное здание и сердце - машинный зал.
Итак, мы заходим в основное здание электростанции и видим перед собой кучу оборудования. С 1995 года начата программа реконструкции и технического перевооружения станции, которая продлится до 2030 года. Всё это время происходит модернизация и замена основного и вспомогательного оборудования.
Поэтому сюда подвозят контейнеры с оборудованием. А краны поднимают и доставляют его к месту сборки и монтажа.
На входе - гидротурбина. Вернее её макет. Сильно уменьшенный в масштабах.
А в нынешнем мае сразу за входом расположилась гигантское (сравните с дверью) новое рабочее колесо турбины. Весит более 300 тонн. Изготовлено в Австрии, потом разобрано, доставлено сюда, где снова было собрано под наблюдением австрийских специалистов. Будет установлено в гидроагрегат в июне.
По соседству новый ротор весом 500 тонн.
Поднимаемся... Коммунизм - есть советская власть и электрификация всей страны!
Вид на "предбанник" электростанции 5 лет назад.
И сегодня
Крыша состоит из разборных секций. Когда нужно поменять крупный агрегат светильники и часть крыши демонтируют.
А это верхняя часть гидротурбины.
3D-анаглиф (кликабельно): (Как смотреть 3D-анаглиф?)
На Саратовской ГЭС - 24 гидротурбины (гидрогенератора), общая мощность которых составляет 1360 МВт. 2 из них уникальные горизонтально-капсульные. Ёмкости из которых в генераторы подаётся масло и другие агрегаты управления и обеспечения работы гидрогенераторов.
Саратовская ГЭС - самая протяжённая в Европе! Её длина - 1108 метров. А машинный зал - самый протяжённый в России!
Поэтому тут стоят велосипеды. Для быстрого и удобного перемещения по территории станции. Я не удержался и немного покатался :)
Местами тут зелено.
За машинный зал Саратовскую ГЭС называют "Седьмой жемчужиной на Волге". Дело в том, что станция стала седьмой по счёту в Волжско-Камском каскаде, а жемчужина - за красоту отделки. Внутри она была облицована березовским мраморовидным известняком, мозаичным полом, а через каждые 4 агрегата были устроены островки зимнего сада.
Зацвели ирисы.
Старый щит управления и контроля гидроагрегата.
А это новый.
В новом варианте всё компьютеризировано. Начальник смены машинного зала Кузин Дмитрий Алексеевич знакомит нас с системой управления и контроля гидроэлектростанций "Овация".
На экране всё представлено не только в виде цифр, но и в виде блок-схем и картинок. Всё наглядно и доступно. Кроме индивидуального блока управления каждого гидрогенератора имеется и "дежурный" пульт с которого можно управлять и контролировать все агрегаты.
На стенах висят старые телефоны. "А зачем менять, если работают?" - поясняют сотрудники.
Хотя тот телефон совсем не старый. Вот такие ещё висят и вполне себе работают.
Справа - управление возбуждением. По центру - красная кнопка аварийной остановки. А внизу ещё один телефон в коллекцию телефонов ГЭС.
ГЭС - просто кладезь разных телефонных аппаратов. Вот ещё модель.
Телефон на центральном пульте управления.
Некоторые из гидротурбин находятся в выключенном состоянии - на них производится плановый или капитальный ремонт, либо полная замена оборудования. После модернизации мощность каждого генератора вырастает на несколько МВт.
Из-за того, что ГЭС самая низконапорная на Волжско-Камском каскаде, турбины здесь низкооборотные. Скорость вращения - 50 оборотов в минуту. Поэтому имеют огромные габариты - диаметр рабочего колеса 10,3 метра (кликабельно):
Спустимся на уровень ниже и заглянем внутрь работающей турбины.
Пожалуй это было самое шокирующее впечатление.
Заходишь, а над тобой со скоростью 50 оборотов в минуту вращается гигантская груда метала, обдувая ветром.
Можно спуститься ещё на уровень ниже.
На этом уровне я сделал панораму из 7 снимков. Получилось немного коряво, но оценить масштаб фотография позволяет. Чуть левее центра кадра Илья с фотоаппаратом (кликабельно).
Отсюда можно спуститься ещё ниже.
Ну а мы пойдём дальше по машинному залу...
У энергетиков своя терминология :)
Саратовская ГЭС - самая протяжённая в Европе! Её длина - 1108 метров.
А машинный зал - самый протяжённый в России.
От бесконечных коридоров захватывает дух.
Меняют очередные турбины.
Вот сюда будут погружать новую.
Дна не видно, даже если перевеситься через ограждение (лучше не надо).