Мартин Ханс Борг, эксперт по русскому искусству аукционного дома Бруун Расмуссен, рассказывает о русских торгах 8 июня 2018 года в Копенгагене и роли провенанса при отборе предметов для аукционов.
– Пожалуйста, расскажите о предстоящих русских торгах. Какие лоты можно назвать главными?
– Для предстоящих русских торгов мы издали два отдельных каталога на русском и английском языке, чтобы удовлетворить потребности нашей обширной клиентской базы. Всего на аукционе будет представлено 145 лотов общей стоимостью 10 млн DKK (€ 1,4 млн). На этот раз предаукционный показ состоится в Копенгагене и Лондоне, где мы с нетерпением ожидаем выставку наших главных лотов в галерее Shapero Modern во время проведения Russian Art Week в Лондоне. Среди главных лотов – три подвески Фаберже в форме пасхального яйца, принадлежавшие великой княжне Анастасии Михайловне (1860-1922), очаровательная картина Федора Васильевича Сычкова 1934 года, изображающая сцену из деревенской жизни, а также, бронзовая скульптура «Черноморский казак из Севастополя 1854 и 1855» работы Ивана Федоровича Ковшенкова. Кроме этого, среди главных лотов нужно упомянуть ряд работ Федора Рюкерта из Фаберже – ковши, маленькая шкатулка и нескольких серебряных позолоченных чаш с эмалью клуазоне.
– Влияет ли история датско-российских отношений на объекты, продаваемые на аукционах Бруун Расмуссен? Когда в Бруун Расмуссен началась традиция русских торгов?
– Неслучайно, так много дорогостоящих русских предметов оказались в Дании. Между Данией и Россией с течением времени образовались прочные связи. Первое формальное взаимодействие произошло между датским королем Хансом и государем всея Руси Иваном III в 1493 году. При династии Романовых отношения стали еще ближе, учитывая датско-русский альянс во времена Великой Северной Войны и усиление торговых отношений в период расцвета Дании в конце XVIII века.
Кульминационным моментом в отношениях двух стран стало замужество Дагмары, дочери короля Дании Кристиана IX, с цесаревичем Александром, будущим императором Российской Империи Александром III, после чего получившей имя императрицы Марии Федоровны. Мария Федоровна помогала датским компаниям вести дела в России, например, таким фирмам, как Большое Северное Телеграфное общество и Восточно-азиатская компания. Во время революции 1917 года императрица Мария Федоровна бежала в Данию, где вместе со своей дочерью, великой княгиней Ольгой Александровной, обосновалась в особняке Хвидор на севере Копенгагена.
Бруун Расмуссен проводит русские торги с 2006 года, и в данной категории является очень успешным аукционным домом. В прошлом году мы поставили мировой рекорд по продаже икон, и, в целом, история датско-российских отношений, прошедшая через века, благоприятствовала нам – частично благодаря русским императорам, которые проявляли большую щедрость во время своих визитов в Данию и многим датчанам, которых направляли в Россию в XIX-XX вв. Кроме этого, мы взаимодействуем с датским королевским домом, который регулярно передает нам на продажу сокровища русского искусства. Королевский и императорский провенансы лотов всегда привносят элемент исключительности в аукцион. Предстоящие летние русские торги – как раз тот самый случай.
– Какие еще важные торги русского искусства проходили в Бруун Расмуссен? Как часто проходят торги русского искусства?
– Мы проводим аукционы русского искусства два раза в год, в июне и декабре – каждый раз это традиционный аукцион и последующие онлайн торги. Наш самый большой аукцион русского искусства, к настоящему моменту, был проведен в июне 2017 года. Тогда мы продали коллекцию Зейнер-Хенриксена, установив как общий рекорд продаж наших аукционов русского искусства в 40 млн DKK (€ 5,4 млн / € 7 млн включая премию покупателя) и мировой рекорд 4,6 млн DKK (€ 620,000 / € 806,000 включая премию покупателя) на русскую икону «Снятие со креста» Новгородской школы XVI века.
– Каким образом отбираются предметы искусства для аукционов? Как определяется качество предмета? Насколько важна роль провенанса при оценке?
– Прежде всего, мы специализируемся на старинном русском искусстве, декоративно-прикладном искусстве, мебели, ювелирных изделиях и предметах коллекционирования периода до 1917 года. Подлинность, качество и провенанс для нас играют первостепенную роль при отборе предметов для наших аукционов. На наших двух аукционных площадках уровень цен несколько колеблется. Так, наиболее дорогостоящие предметы продаются на традиционных аукционах. Здесь минимальная цена лота составляет 10,000 DKK (НА: € 1,340), тогда как на онлайн аукционах минимальная цена составляет 1,500 DKK (НА: € 200). Мы почти всегда сотрудничаем с известным экспертом Еленой Нестеровой, профессором Санкт-Петербургской Академии Художеств (HA: Санкт-Петербургский Государственный Академический Институт Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени И.Е. Репина), которая помогает нам определить подлинность русской живописи и графики.
– Какие возможности участия в аукционах Бруун Расмуссен существуют для потенциальных покупателей?
– В наших аукционах русского искусства участвуют покупатели со всего мира, но большинство из них являются гражданами России, Англии и США. В наших аукционах участвовать очень легко. На традиционные аукционы в Копенгагене можно прийти непосредственно в аукционный зал, сделать ставку по телефону, заполнить форму c указанием своей ставки, либо сделать ставку онлайн через наш сайт. На наших онлайн торгах можно делать ставки в любое время, будучи зарегистрированным у нас в качестве клиента.
Подробнее о месте и времени проведения торгов в аукционном доме Bruun Rasmussen можно узнать здесь.