Найти тему
ИрСити.ру

НДФЛ в России повышать не будут, у власти просто нет на это денег

И.о. министра финансов России Антон Силуалов - фото газеты "Коммерсант"
И.о. министра финансов России Антон Силуалов - фото газеты "Коммерсант"

Исполняющий обязанности министра финансов России Антон Силуанов заявил, что власти страны не намерены повышать НДФЛ. Об этом пишет "Коммерсант". В марте о том, что в правительстве страны обсуждают возможность повышения НДФЛ до 15%, писали "Ведомости", но несколько дней назад ставку основного для большинства граждан страны налога пообещал не поднимать свеженазначенный премьер Дмитрий Медведев.

Прошлым летом ввести прогрессивную шкалу НДФЛ предлагали коммунисты - сделать 5% для граждан с доходом менее 100 тысяч рублей в год, но поднять до 15-25% НДФЛ для тех, у кого доходы превышают 3 миллиона рублей в год. Сейчас в России действует плоская шкала налогообложения - в большинстве случаев ставка по НДФЛ составляет 13% вне зависимости от уровня доходов. В ряде случаев ставка чуть ниже (9%), в ряде несущественно (15% для нерезидентов в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций), а в ряде существенно выше - например, с выигрышей и призов в организованных ради рекламы конкурсах надо платить 35%.

В России не самые серьёзные ставки по подоходному налогу, но и не самые либеральные. В США, с которыми мы себя постоянно сравниваем, федеральный подоходный налог колеблется от 10% до 35% для богатых. При этом если доход меньше 8 тысяч долларов в год, то налог не взимается, а при расчёте используются многочисленные вычеты.

В большинстве стран действует прогрессивная шкала подоходного налога, верхний порог которого в Австрии, например, достигает 50%, в Австралии - 47%, а в Бельгии - 53,7%. Высокий подоходный налог в Дании, Израиле, Испании, Италии, Турции, Швейцарии, Швеции, но везде действует прогрессивная шкала. Фиксированная ставка подоходного налога в Румынии (16%), Словакии (19%), Чехии (15%), Литве (15%) и Латвии (23%).

Из этих данных видно, что в России вполне конкурентный НДФЛ, но нужно учитывать и остальные налоги. Вообще-то со 100 рублей зарплаты мы и наши работодатели отдаём в казну государства ещё 50 рублей налогов. Отличный видеоразбор по этому поводу проводила в прошлом году "Медуза":

Авторы ролика отмечали, что если вы заработали 100 рублей, то:

  • на руки вы получаете 87 рублей;
  • работодателю вы обходитесь в 125 рублей;
  • работодатель платит за вас не только 13 рублей подоходного налога, но и отчисления в пенсионный фонд (22%), в фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) и в фонд социального страхования (2,9%);
  • в итоге государство забирает с этих 100 рублей около 38 рублей себе, а это уже не 13%, а больше 30%;
  • кроме зарплатных налогов мы ещё платим государству либо в виде налога на добавленную стоимость, акцизов или пошлин, когда что-то покупаем - спиртное, автомобильное топливо, бытовую технику;
  • в итоге мы отдаём государству примерно половину из того, что заработали - около 48%;
  • это сопоставимо с другими странами, но проблема в том, что мы платим налоги незаметно для себя - и это при том, что Россия живёт в основном (на 64%) за счёт налогов, а вовсе не за счёт нефти и газа;
  • во многих странах вес налогов вынесен в чеках в отдельную строку, люди более осознанно подходят к процессу налогообложения.

Основные проблемы при возможном повышении НДФЛ в России свалятся не на работников, а на работодателей, которые будут вынуждены искать в своих бюджетах дополнительные расходы на налоги. Сами работники часто или не чувствуют этого повышения, или вообще оказываются ещё более бесправными - когда у работодателя не хватает денег на зарплатные налоги, он чаще всего переводит работников на неполный рабочий день или вообще выводит за штат, нанимая потом как бы на условиях аутсорса, что позволяет сокращать налоговую нагрузку. Это в полной мере касается и государственных учреждений, у которых денег часто меньше, чем у бизнес-структур.

С учётом того, что государство у нас - один из основных работодателей, быть может, федеральные власти решили не усугублять и без того крайне тяжёлое финансовое положение большинства регионов, которые ещё не успели оклематься от повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума.