Посмотрела очень крутой курс лекций на совершенно недооцененном сайте Stepic.org. Курс называется «Археология фольклора».
Читает курс самый обаятельный преподаватель на свете Юрий Березкин — доктор исторических наук, заведующий отделом Америки МАЭ РАН.
Суть курса
Российские ученые во главе с Березкиным изучили тысячи фольклорных текстов по всему миру и выдвинули ряд гипотез о том, как происходили культурные контакты в далеком прошлом и как шло заселение разных континентов. Параллельно они систематизировали фольклорные мотивы и сделали из них крутую базу данных.
Некоторые элементы фольклора встречаются у совершенно разных народов по всему миру. Например, история про чудовище, у которого верхняя губа в облаках, а нижняя волочится по земле. Этот сюжет встречается в сказках народов всей Евразии, от Европы до острова Хоккайдо. Или вот, в Европе будет король, в Турции падишах, но в сказке с ними будет происходить одно и то же. Сюжеты Березкин дробит на мотивы — совсем короткие эпизоды типа «задача наполнить ручей маслом или медом» — еще один пример очень устойчивого мотива, встречающегося по всему миру.
Из всех этих мотивов Березкин и его команда собрали потрясающую базу данных — карту распространения мотивов и энциклопедию мотивов, которые связаны между собой.
Карта и энциклопедия фольклорных мотивов
Это прямо отдельное удовольствие от курса. Вот наглядная карта мира, на которой все эти мотивы обозначены. Логин/пароль: student/student.
На вкладке Motif Comparison можно сравнить наложение мотивов друг на друга на карте мира. Во вкладке Motifs — мотивы из энциклопедии на английском языке. Можно посмотреть, какие мифы были в ходу у манси, а потом проверить, где еще на карте мифа распространен этот же мотив.
А вот энциклопедия всех фольклорно-мифологических мотивов, которые указаны на карте, отдельно на русском. Указатели у мотивов те же, что и на карте (буква и номер). Слева — краткое описание мотива, справа — подробная выдержка из мифа с указанием географической точки.
Трикстеры
Самый большой блок курса посвящен трикстерам. После этого курса вы будете знать о трикстерах в мифологии ВСЁ, обещаю.
Трикстер — герой мифа, обманщик, ловкач, жулик. Трюк и трикстер происходят от одного слова. В фольклорных текстах трикстер бывает разным персонажем. Во Франции трикстер —Лис Ренар, в Северной Америке — всегда койот, еще трикстер может быть зайцем, вороном, оленем, пауком. Кто трикстер в русских сказках?
Трикстер может быть и человеком, например, это Ходжа Насреддин в мифологии мусульманских восточных стран. И с койотом, и с зайцем, и с Ходжой Насреддином случаются одни и те же типовые ситуации, и поведение трикстеров в этих ситуациях тоже похоже.
Вот схема положения трикстера среди героев волшебной сказки. В идеале трикстер тут должен быть ровно посередине. Он и герой, и антигерой, и самый удачливый, и неудачник, слабый и сильный. Он расставляет другим ловушки, а потом сам же в них и попадается. Ходжа Насреддин говорит детям, что на базаре яблоки раздают, чтобы те ушли из его сада. Через пять минут видит, как толпы людей бегут на базар, спрашивает, что случилось, — и вместе с ними бежит за бесплатными яблоками. Койот предлагает камню соревнование: кто быстрее добежит с вершины холма до подножия — камень, естественно, набирает скорость под силой притяжения и давит незадачливого койота. Но трикстер в фольклоре бессмертен — он всегда возрождается сам или с помощью других персонажей.
У разных трикстеров свои преобладающие мотивы. Например, трикстер-ворон крайне прожорлив. А у историй про койота очень много неприличных, сексуализированных сюжетов — как он захотел стать мужем своих дочерей и прикинулся женихом, а те его разоблачили, например. Еще у койота много историй про экскременты, например, как он в них тонет (но возрождается конечно же).
Трикстер всегда нарушает социальные нормы. Например, постоянно ищет секса или очень прожорлив. У народов Сибири есть сюжет про трикстера, который обманом заставил всю большую семью уйти из жилища, чтобы остаться одному и съесть всю икру.
Березкин говорит, что трикстер — это самая глубокая архаика в фольклоре, самый ранний его слой. Трикстер есть в мифах всех культур. Трикстерские эпизоды потом проникли и в мифологию древних греков — в истории про Гермеса, Геракла, Диониса. Даже в библейском описании жизни Иисуса Христа тоже содержит трикстерские эпизоды.
Подробнее про трикстеров читайте Карла Юнга «О психологии образа трикстера» и Пола Радина «Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев».
Границы распространения сюжетов
Березкин говорит, что у разных мотивов обычно очень размытые границы распространения. А вот границы распространения образов трикстеров наоборот очень точны. Например, на юге Африки трикстер — заяц, а на севере — лиса (шакал). Почему так? Граница проходит ровно по Сахаре — это граница фольклорная, языковая и антропологическая. Когда был ледниковый период, Сахара была абсолютно необитаема и непроходима. Когда ледник ушел, на юге стало влажно, туда пошли люди из Передней Азии. По Сахаре же проходит граница рас. И животное-трикстер тоже оказалось на этой границе. При этом сами истории, которые происходят с лисой и зайцем, совпадают. Доходит до смешного, когда заяц становится кровожадным хищником.
В США то же самое. Есть линия южного распространения ледников. К югу от нее трикстер в фольклоре — койот, а к северу лиса, которую «принесли» туда мигрирующие эскимосы, уже после того ледник сошел. А койота, как говорит Березкин, видимо принесли мигрирующие племена 14 тысяч лет назад, еще до наступление ледникового периода.
Как распространяются мифы
Еще один огромный блок курса посвящен мифу о ныряльщике — он же миф о сотворении мира. Практически во всем мире встречается миф о том, что некое существо (утка, бобер, рак) ныряет в воду и оттуда достает землю. Иногда приносит ее как грязь на своих лапках: отряхивается — и получается земля.
У мифа много разных деталей, но вот его путь распространения:
Миф распространяется так, как заселяли земли люди. Судя по этой карте, в Америку люди пришли откуда-то из современной Малайзии и Индии.
Березкин так много рассказывает про мифе о ныряльщике и о персонажах-трикстерах, потому что эти истории нагляднее всего показывают, как распространялись мифы и как шли люди, заселяя Америку через Берингов пролив.
Аналогичная история с мифом про происхождение растений. По мифологии индейцев по всей Америке, в растения —
ямс, кукурузу — превратились фрагменты тела некоего персонажа, обычно убитого или умершего. Такой же миф встречается на острове в Индонезии. Откуда такие похожие мотивы? В Африке вообще нет ничего подобного. Через Тихий океан никто не плавал. Березкин говорит, что как люди шли, так миф и распространялся. И на Аляске этот мотив встречается в слегка измененном виде: там убитая женщина превращается в чернику и землянику. Речь в мифе шла про те растения, которые окружали людей. В Индонезии тропические плоды → на Аляске черника → в центральной Америке кукуруза и ямс.
Блок про популяционную генетику
В конце курса небольшой блок посвящен популяционной генетике. В нем доступно и захватывающе объясняется теория о «митохондриальной Еве» — праматери всех, вообще всех людей, которые сейчас живут на Земле.
Популяционная генетика изучает пути миграций древних людей, сравнивая мужские и женские генетические линии. Первая волна миграций прошла из Африки в Австралию. Самой последней была заселена Америка через Берингов пролив. Люди всегда двигались налево по побережью моря и жили вообще у моря, потому что так приятнее и сытнее (согласна).
Вот самый лучший материал про миграции человека в русскоязычном интернете — карта миграций Стивена Оппенгеймера на Арзамасе.
Задания
В курсе на Степике очень много тестов в конце каждого урока. Проходить их в принципе необязательно, остальные лекции и так можно смотреть. Я проходила все тесты и столкнулась с тем, что они реально сложные. Я, по-моему, только на один или два вопроса ответила с первого раза. Для остальных приходилось реально лезть в энциклопедию, думать, сопоставлять разные мотивы, перечитывать свои записи и пересматривать лекции.
Как вам такое задание:
И это еще не самое сложное.
Разное
У Юрия Березкина выходил еще мини-курс лекций на Арзамасе. Он тоже хороший, но в нем рассказана 1/10 часть того, что есть в курсе Степика.
Вот хорошая статья про Березкина и его базу данных на Теориях&Практиках: «Археология фольклора: профессор Юрий Березкин о том, чем закончился спор бурундука и медведя».
Еще. Должна сказать, что этот курс абсолютно не прикладной. Вряд ли он вам вообще когда-то пригодится, кроме случаев, когда надо блеснуть эрудицией. Но для меня это был один из самых приятных курсов, что я слушала вообще. На волне вдохновения я даже подумала подать документы в магистратуру РГГУ по специальности «фольклористика».
Но до этого дело все-таки не дошло.