Найти тему

Панорама "Оборона Севастополя".

История панорамы "Оборона Севастополя" не менее драматична, чем история самой Крымской войны, в которой Россия потерпела поражение, несмотря на беспримерный героизм своих солдат.

-2

Вскоре после окончания Крымской войны в России развернулось движение за увековечение памяти героев обороны. По всей стране собирали средства на сооружение памятников.

В 1899 году, в связи с приближением 50-летия Крымской войны, в Российской империи было решено торжественно отметить героические страницы её истории, в частности оборону Севастополя. Одним из "подарков к юбилею" должна была стать живописная панорама, посвящённая боям за город.

В 1901 году заказ на создание грандиозного полотна получил Франц Алексеевич Рубо, художник-баталист, основоположник отечественной школы панорамной живописи.

Рубо Франц Алексеевич
Рубо Франц Алексеевич

Рубо был уникальным художником. Родившийся в Одессе этнический француз, он большую часть жизни проработал в Германии, но считал себя русским живописцем. И действительно, большинство произведений художника посвящены русской жизни.

Получив заказ на создание панорамы, посвящённой обороне Севастополя, Рубо отправился в город, где стал знакомиться с документами и портретами участников сражения. Художник сделал около полусотни этюдов, которые являлись подготовкой к грандиозной работе.

Выбирая сюжет для полотна, Франц Рубо решил остановиться на сражении на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый 173-тысячной англо-французской группировкой.

Закончив работу в Севастополе, Рубо отправился в Петербург, где в течение месяца создавал контурный рисунок будущей панорамы, который и представил на утверждение в Зимнем дворце.

Когда одобрение было получено, Рубо отправился в Германию, в Мюнхен, где в специальном павильоне началась работа над созданием панорамы. Колоссальный объём работы потребовал привлечения многочисленных помощников. Вместе с Рубо над панорамой трудились художники Шенхен, Мерте, Фрош, а также 20 студентов Баварской академии художеств.

-4
-5
-6
-7
-8

14 мая 1905 года на бывшем 4-м бастионе панорама "Оборона Севастополя" была открыта для всеобщего обозрения. Высшей оценкой для Франца Рубо стали слова живых участников боёв, которые назвали картину весьма достоверной.

Огромное полотно длиной 115 метров и высотой 14 метров изображает отражение русскими солдатами генерального штурма англо-французскими войсками Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны 6 июня 1855 года.

На панораме "Оборона Севастополя" события воссозданы чрезвычайно тщательно. Одних только людей на полотне присутствует около 4000...

-9

Во время Гражданской войны представители Антанты планировали вывоз произведения за рубеж, однако жители Севастополя не позволили претворить эти планы в жизнь.

В 1926 году советское правительство планировало реставрацию панорамы, чтобы вернуть ей тот вид, который изначально задумал Рубо. Для этой работы приглашали и самого автора, но живший в Мюнхене художник был тяжело болен и не смог приехать, однако "благословил" на реставрацию своих учеников, оставшихся в России после революции. В 1926 году их усилиями панораме был возвращён изначальный вид.

Во время Великой Отечественной войны, 25 июня 1942 года, фашистскими бомбами и снарядами здание панорамы было частично разрушено, большая часть полотна сгорела. Однако благодаря мужеству пожарных, солдат и моряков удалось вынести из огня 86 фрагментов полотна, которые составляли до 80 процентов всей картины и на корабле "Ташкент" вывезены на Кавказ, а потом переправлены в Новосибирск и в Москву.

Руины здания панорамы "Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг." Севастополь. [1942 – 1944 гг.] Аэрофотосъемка
Руины здания панорамы "Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг." Севастополь. [1942 – 1944 гг.] Аэрофотосъемка
-11
-12

Для дальнейших работ панорама была переправлена в Москву. Там специалисты вынесли вердикт - спасено до двух третей картины, однако состояние полотна фактически исключает возможность его полной реставрации.

Тем не менее возрождение панорамы "Оборона Севастополя" особой строкой было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР.

Без малого 10 лет потребовалось художникам студии имени Грекова, чтобы, опираясь на эскизы, фотографии и словесное описание полотна, реставрировать его. К реставрации привлекли лучших специалистов, на работы выделялись крупные финансовые средства. Возглавил группу реставраторов академик живописи Василий Яковлев, после кончины которого в 1953 году руководство работами взял на себя академик Павел Соколов-Скаля.

-13

Это была не просто реставрация, а фактическое создание творческой копии шедевра. Художники, опираясь на исторические материалы, создали новые эпизоды панорамы: приезд хирурга Пирогова на перевязочный пункт; возвращение из ночной вылазки легендарного разведчика Петра Кошки и его друга Фёдора Заики и ряд других.

-14
-15

Новое открытие панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." состоялось 16 октября 1954 года, к 100-летию первой обороны Севастополя.

Франц Алексеевич Рубо является автором и другой широко известной панорамы - Бородинской.