Глобальная образовательная инициатива ООН (GEFI) дает возможность продемонстрировать потенциал мультилатерализма без США.
ООН считает, что гарантии богатых стран в размере 1 млрд $ приведут к дополнительным инвестициям в размере 4 млрд $ , и, возможно, достигнут целевого показателя в 10 млрд $. Если инициатива ООН по образованию не удастся, одним из последствий станет массовая миграция.
ООН в прошлую пятницу запустило инициативу, которая способна привлечь 10 млрд $ инвестиций в глобальное образование. Понятно, что сейчас в сложившихся условиях для мультилатерализма сложное время. Это стало очень очевидным после того, как на прошлой неделе Дональд Трамп решил выйти из иранской ядерной сделки, несмотря на сильное давление со стороны стран Западной Европы: Германии, Франции и Великобритании. Трамп имеет свое видение ситуации которое, по большей части, опирается на решение задач и проблем оставленных своим предшественником.
Барак Обама в свое время подписал парижскую сделку по изменению климата, торговое соглашение по Транссихоокеанскому партнерству (ТТП) и соглашение, которое сняло санкции в отношении Ирана, и Трамп сказал, что все эти три сделки бесполезны и только высасывают бюджет из страны и нуждаются в пересмотре.Теперь Белый дом видит заслугу в интернационализме только тогда, когда превалирует американская повестка дня. Но это стратегия высокого риска. Мы видим, что уже сейчас США находятся на грани торговой войны с Китаем, которая может легко превратиться в валютную войну. На Ближнем Востоке уже видны последствия отказа от сделки с Ираном.
Но США не полностью отказались от мультилатерализма. Первоначально Трамп, похоже, неохотно поддержал увеличение уставного капитала Всемирного банка в размере 13 млрд $. Но, в конце концов, ВБ получил свои деньги, но только после того, как ВБ согласился на реформы, которые сделают заимствования более дорогими для Китая.
Тем не менее, остальной мир уже не может считать очевидным то, что США играют ключевую роль в любых попытках выработать мультилатеристкие решения глобальных проблем. И если американцы не готовы участвовать в глобальных проектах, существует опасность, что вся система начнет рассыпаться. Ни одна другая страна не готова взять на себя роль глобального руководства.
Именно поэтому важна новая образовательная инициатива ООН - Международный механизм финансирования образования.
Открытую в Нью-Йорке в прошлую пятницу, эту идею отстаивает бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун, теперь специальный посланник ООН по глобальному образованию. Браун оказался очень эффективным, когда он был канцлером в период с 1997 по 2007 год в качестве сторонника международного сотрудничества в области развития.
В те года, во время финансового кризиса, уговорить богатые страны было очень непросто, чтобы согласиться на облегчение долгового бремени бедных стран. Обстановка в мире сейчас намного сложнее, чем в Глениглсе в 2005 году, когда саммит «большой восьмерки» согласился списать бедным странам долг в 40 млрд $.
В гораздо более мягкой обстановке в начале 2000-х годов страны объединились, чтобы запустить Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, а также открыть альянс вакцин GAVI - оба проекта спасли миллионы жизней. Новый проект ООН надеется оказать такое же влияние на образование в бедных странах.
Эта схема предполагает, что страны-доноры выделяют финансовую помощь на образование бедным странам, и также предоставят гарантии, которые позволят Всемирному банку и региональным банкам развития использовать свое кредитование в области образования. ООН считает, что гарантии богатых стран в размере 1 млрд $ приведут к дополнительным инвестициям в размере 4 млрд $ , и, возможно, достигнут целевого показателя в 10 млрд $.
Необходимы дополнительные расходы. Сейчас в мире более 260 миллионов детей и молодых людей не учатся в школе. Показатели безграмотности в бедных странах настолько высоки, что полмиллиарда детей либо отказываются от начальной школы, либо учатся очень мало. Примерно в мире 1 человек из 10-ти неграмотен , а в странах Африки и Азии 1 человек из 20-ти неграмотен, и более того, половины людей в этих странах не могут читать и писать. Все это происходит в то время, когда мир трансформируется, и внедряются робототехника и искусственный интеллект. Даже те, кто наиболее оптимистично оценивают влияние ИИ, признают, что те, кто лучше всего адаптируются, скорее всего, будут квалифицированными и хорошо образованными в будущем.
Одной из целей устойчивого развития ООН является то, что к 2030 году каждый ребенок должен пройти начальное и среднее образование. Но по текущим тенденциям эта цель будет достигнута очень нескоро. Также необходимо учитывать не только количество, но и качество образования. Стандарты обучения в странах с низким доходом на 100 лет отстают в развитии от богатых стран.
Традиционный путь развития заключался в том, что в бедных странах преобладает аграрное и индустриальное хозяйство, где люди производят недорогие товары для экспорта. В будущем выход из нищеты связывается с ростом образования, но проблема в том, что нет ни малейшей перспективы, что страны с низким и средним уровнем дохода могут достаточно финансировать необходимые инвестиции в образование из своих скудных ресурсов. Между тем доля международной помощи на образование, упала за последнее десятилетие - с 13% до 10%.
Будет трудно предположить, что Трамп поддержит инициативу ООН ; но с другой стороны, если поддержать эту инициативу, то тогда США покажет, что мультилатерализм не мертв. Другие же богатые страны, безусловно, должны помочь и согласиться на финансирование на образование бедным странам, в противном случае будут последствия (одна из них будет массовой миграцией, потому что люди в бедных странах будут хотеть образа жизни, который они видят в богатых странах, и если они не могут получить его дома, они переедут в другое место) .