Найти тему
АМУНИЦЫЯ

"Pan-pan!Задымление в кабине, запрашиваем ближайший аэропорт!"

Самолёт компании Swissair MD-11. Июнь 1998 года.
Самолёт компании Swissair MD-11. Июнь 1998 года.

Катастрофы не случаются просто так. Как правило, в ходе расследования любого авиапроисшествия, специалисты по крупицам собирают все аспекты, которые могли привести к инциденту. В некоторых случаях изучается даже психологический портрет экипажа, условия труда и отдыха, и даже подробности личной жизни. За счёт этого удаётся выстроить цепочку событий, ставшую причиной происшествия...

2 сентября 1998 года рейс компании Swissair с номером 111, следовавший по маршруту Нью-Йорк-Женева вылетел из аэропорта имени Джона Кеннеди. На борту авиалайнера находилось 229 человек - 215 пассажиров и ещё 14 членов экипажа. На тот момент самолёту марки MD 11 (буквы обозначают название американской компании McDonnell Douglas) было всего 7 лет, что по мерках авиации достаточно малый срок эксплуатации. Лайнер был в прекрасном состоянии.

Полёт проходил на высоте 10 тысяч метров, многие пассажиры уже спали, так как вылет рейса 111 был поздним (00-18 по атлантическому времени). За 2 минуты до часа ночи, лайнер занял эшелон на высоте 10 050 метров, и взял курс на Женеву. Включился автопилот.

В кабине работали 2 опытных пилота из Германии: 49-летний командир Урс Циммерман и 36-летний второй пилот Штефан Лёв. Оба перед полётом получили роскошную возможность отдохнуть в течении почти 30 часов.

Спустя 10 минут после выхода на эшелон, экипаж почувствовал запах дыма в кабине, однако не придал особого значения этому обстоятельству, предположив, что у самолёта просто неполадки в системе вентиляции. Однако уже через 3 минуты (в 1-13) ситуация принимает пугающий оборот: в кабину медленно, но верно просачивается дым, исходящий откуда-то сверху.

Фото показывает ситуация в салоне при задымлении авиалайнера.
Фото показывает ситуация в салоне при задымлении авиалайнера.

Любой пилот скажет вам, что задымление кабины - это очень чрезвычайная ситуация, при возникновении которой нужно немедленно искать место для посадки. На высоте 10 километров воздух разряжен, и нет никакой возможности что называется "проветрить" самолёт, тем более, что огонь иногда распространяется настолько быстро, что на счету буквально каждая секунда. Вот что говорит пилот с одного из форумов:

«Однажды после взлета кабину затянуло густым дымом, так что капитан даже не видел приборной доски. Кроме того, из-за весовых ограничений у нас было на тонну меньше топлива, чем требовалось. Но мы выкрутились, сначала дотянув до Брюсселя, потом до лондонского аэропорта, который был ближе, а когда стало ясно, что топлива хватает, совершили посадку там, где изначально планировалось. Пассажиры так и не узнали обо всех этих ухищрениях».

Возникшая ситуация на борту, вынудила экипаж рейса 111 подать сигнал бедствия "pan-pan", что означает возникновение аварийной ситуации на борту, которая, однако не угрожает экипажу и пассажирам. В 1-19 минут авиадиспетчер направляет лайнер к аэропорту в Галифаксе. В связи с тем, что MD-11 был сильно перегружен топливом (полёт должен был занять около 8 часов), экипажу пришлось сделать вираж в 46 километрах от Галифакса, чтобы сбросить лишнее топливо в море.

Извлеченные обломки рейса 111 в ангаре, наложенные на каркас.
Извлеченные обломки рейса 111 в ангаре, наложенные на каркас.

После того как авиадиспетчер разрешил пилотам данную процедуру, лайнер перестал выходить на связь. Это было в 1-25, а уже через 6 минут рейс 111 рухнул в залив святой Маргарет.

Ударившись о воду, лайнер полностью разрушился, большая часть обломков опустилась на морское дно на глубину 55 метров. Впоследствии было обнаружено 98% обломков самолёта. Поднятие обломков продолжалось 15 месяцев. В декабре 1999 года были подняты последние мелкие детали.

В ходе долгого и кропотливого расследования была найдена основная причина задымления кабины пилотов, что привело к катастрофе. В 2003 году был опубликован окончательный отчёт.

Виной всему стала мультимедийная система, которая позволяла пассажирам бизнес класса смотреть фильмы в полёте, играть в видеоигры. Эта система была установлена на MD-11 в угоду состоятельным клиентам, однако эксперты пришли к выводу, что изоляционный материал, покрывавший провода, не соответствовал стандартам безопасности. После короткого замыкания, произошедшего над кабиной пилотов, огонь очень быстро добрался до проводов, обеспечивающих управление полетом, после чего спасти лайнер не было никакой возможности. После катастрофы Swissair в срочном порядке убрало все мультимедийные системы со всех самолётов, а изоляционный материал под названием майлар был внесён в список запрещённых для оборудования самолётов материалов.

Следователям почти удалось полностью воссоздать корпус самолёта MD-11 рейс 111, что позволило выяснить причину катастрофы.
Следователям почти удалось полностью воссоздать корпус самолёта MD-11 рейс 111, что позволило выяснить причину катастрофы.

Кстати, эта катастрофа стала крупнейшей в истории Канады. Кроме того, стоит отметить два любопытных факта:

В авиакатастрофе был утерян подписанный фототипный оттиск 1963 года под названием «Художник» знаменитого Пабо Пикассо. Картина оценивалась примерно в 1 500 000 долларов. Несмотря на то, что 98% обломков самолёта было извлечено из воды, обнаружен был лишь фрагмент от данной картины.
В багажном отсеке самолёта находились бриллианты и другие драгоценности на общую сумму в 1 000 000 000 долларов.
Мемориал на побережье залива Святой Маргарет, посвящённый жертвам катастрофы SWR 111
Мемориал на побережье залива Святой Маргарет, посвящённый жертвам катастрофы SWR 111

В моём блоге вы можете прочитать о самых резонансных катастрофах.

Ссылки по теме: "Почему упал самолёт, летевший в Сирию?""Авиакатастрофа унесла жизни 583 человек" "Самолёт-"Бомба" замедленного действия" "Как пилота вытянуло в окно кабины самолета" "Как погиб хоккейный "Локомотив"" "Как Airbus врезался в гору" "Как самолёт упал на детский сад", "Крушение Боинга 747 над Токио", "Забытые авиакатастрофы над Тулой и Ростовом", "Уснувший диспетчер" трагедия в Омске"

А вот счастливая история, как мастерство пилотов предотвратило страшнейшую авиакатастрофу в истории - "Избежавшие столкновения в небе"

Если вам нравятся мои тексты -подписывайтесь на канал!