Вместе с создателем российского фестиваля легального граффити Евгением Фатеевым мы навестили известные объекты минувших лет и узнали их судьбу.
Очередная «Стенограффия» — самый известный и массовый в стране акт явления уличного искусства народу, когда десятки художников рисуют свои творения на фасадах домов и других уличных объектах — открывается сегодня в Екатеринбурге, на своей исторической родине. Несколько лет назад ребята из агентства Street Art пришли к городским властям с предложением легально разместить несколько рисунков широко известных в узких кругах райтеров. За семь лет фестиваль разросся на несколько российских городов,в столице Урала в разное время свои рисунки оставили звезды стрит-арта из Москвы, Новосибирска, Перми и других городов, Италии, Бразилии и других стран.
В канун фестиваля ЕТВ проехался по городу в компании отца«Стенограффии» — городского мыслителя и креативного директора агентства Street Art Евгения Фатеева. Мы не просто посмотрели на объекты прошлых фестивалей, многие из которых стали полноценными городскими достопримечательностями, но и узнали истории, которые они хранят.
Некоторые творения расположены по соседству друг с другом. Картина«Самолетик» поместилась на задней стене кинотеартра «Салют» еще в 2013 году. Ее авторы — немецкие художники Case и Wow123 из Германии — изобразили гигантскую руку, запускающую самолет. Интересно, что продолжение полотна немцы оставили в Магнитогорске: в этом городе появилась рука, поймавшая тот самый самолет.
Картина и сегодня смотрится как новая и наверняка проживет на стене долго, если, конечно, руководство «Салюта» не решит ее закрасить.
Рядом с «Самолетиком» в крытом проходе между кинотеатром и жилым домом прячется «Ковер из тегов». Его писал Покрас Лампас (петербуржец и лучший каллиграф страны по совместительству) в том же 2013 году. Среди бесконечных волн и линий граффити прячется секретная надпись, фрагменты которой можно разглядеть невооруженным глазом, однако целиком фраза видна только в ультрафиолетовом свете: «All your walls are belong to us», что в переводе означает «все ваши стены принадлежат нам».
«Ковер» живет до сих пор, не смотря на то, что по этому коридору «Салюта» то и дело слоняются прохожие. Немного затерлись символы на полу и потускнели стены, но в целом состояние граффити хорошее.
Так выглядит тайная надпись в лучах ультрафиолета.
На перекрестке Попова и Сакко-Ванцетти, на торце обычной желтой хрущевки более крупное полотно — «Сизифов труд». Его в 2011 году нарисовала украинская команда художников «Iнтереснi казки». Рассказывая об этом, Евгений Фатеев вздыхает: «Понимаете, это то, чего уже никогда больше не будет».
Ребята, которые создавали этот объект, входили в мировой топ-10 уличных художников, но после событий 2014 года райтеры не особо стремятся вернуться в Россию. Да и сам дуэт художников уже распался, тем не менее,их творение держится на уральской стене. Время, конечно, потрепало картину: пришлось подштукатурить верхний угол, но и сегодня «Сизифов труд» смотрится презентабельно и по-прежнему является одним из любимых объектов екатеринбуржцев — во многом из-за сложной структуры самого рисунка.
Другой центральный объект стрит-арта размещается на перекрестке Вайнера и Малышева. Эта картина отображает связь между людьми, которую испанский художник Sam3 увидел, гуляя по Екатеринбургу в 2013 году.
Этот весьма известный в кругах уличных творцов сеньор отличается нелюдимостью. Он даже попросил организаторов «Стенограффии — 2014» по возможности оградить его от внимания камер. Свою картину мастер специально создавал через пару дней после завершения основной программы«Стенограффии», чтобы его не особо беспокоили поклонники фестиваля и уличные зеваки.
Еще один облагороженный уличным изобразительным искусством пешеходный переход находится рядом с ЦПКио́. Здесь работал художник ЕСВ из Германии. До появления полотна стены перехода покрывали различные надписи не самого приятного содержания — типичная ругань, свастики,националистические лозунги, фанатские граффити. А тут картина,да на белом фоне.
Фатеев рассказывает, что тогда даже поспорил с приятелем: тот уверял, что творение не просуществует и двух недель. В итоге Евгений выиграл — он поставил на три недели. На дворе стоял 2010 год. Картина не исчезла по сей день.
Следующий объект художники между собой называют «банками». Во дворах на Ботанике прячутся огромные цистерны, благодаря живописцам принявшие облик емкостей под сгущенку и томатный суп (привет, Энди Уорхол).
Любимых у жильцов этого района «банок» и не должно было здесь быть — в 2010 году «стенограффисты» согласовали с местными властями совсем другую картину. На цистернах должен был появиться глаз, смотрящий через замочную скважину, но уже на месте художники — новосибирская команда TAK NADO — решили импровизировать, и получились банки. Организаторам фестиваля немного влетело за самоуправство, но в итоге «суп» и «сгущенка» пришлись чиновникам по вкусу, и их решили оставить.
Следующий объект некогда был хитом французского МТV. «Аполлона» на несанкционированном рекламном билборде, расположенном на Сортировке, в 2010 году нарисовал московский художник из арт-группы ZucKlub.
Это был один из красивейших объектов стрит-арта в Екатеринбурге с непростой судьбой. За минувшее семь лет его неоднократно залепляли рекламой, затем отдирали объявления и вешали их снова. В поединке искусства и рекламы победила последняя — сегодня «Аполлон» опять скрыт коммерческим баннером и, по словам Евгения Фатеева, вряд ли подлежит восстановлению.
По словам Евгения Фатеева, судьба «Аполлона» рано или поздно настигнет все объекты стрит-арта. Современные краски могут держаться на стенах десятилетиями, но все равно они — следы на песке, которые исчезают вслед за уходящим художником. Пару лет назад организаторы «Стенограффии» пытались даже собрать деньги на реставрацию объектов — искали спонсоров,выходили на краудфандинг, но не вышло.
Впрочем, сами художники относятся к своим творениям куда проще. У одного из лучших представителей российского стрит-арта была работа «Дантист» — она размещалась за Театром эстрады и была целиком построена на недостатках и изъянах стены. Вскоре стену отремонтировали и работу убили. Некие активисты даже возмутились, хотели писать жалобы,обратились к самому художнику. Однако тот ответил, что ничего страшного в случившемся нет. Гораздо дольше объекты стрит-арта живут в медиа-среде. Многих произведений нет уже фактически — природа и человек их стерли. Но фотографии остались и путешествуют по интернету, а значит, картины еще живут.
Гораздо больше Евгения Фатеева печалит другое — интерес к стрит-арту как к искусству падает. Пока это еще остается мейнстримом, но сейчас из течения уходят романтики, а их место занимают прагматики. На самой «Стенограффии» они, конечно, не заработают денег — мероприятие носит характер титульного, и многие молодые райтеры используют его как трамплин, способ заявить о себе. Уже после фестиваля многие команды распадаются, художники уходят, кто куда. Многие в погоне за рублем рисуют рекламные полотна или даже политическую агитацию, другие меняют шум улиц на тишину галерей — творцам хочется признания, а традиционное искусство, в отличие от уличного, привыкло выглядеть более «взрослым».