Найти в Дзене
Отдых.today

СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ. Культовые шаги «Стенограффии» в Екатеринбурге

Вместе с создателем российского фестиваля легального граффити Евгением Фатеевым мы навестили известные объекты минувших лет и узнали их судьбу.

Очередная «Стенограффия» — самый известный и массовый в стране акт явления уличного искусства народу, когда десятки художников рисуют свои творения на фасадах домов и других уличных объектах — открывается сегодня в Екатеринбурге, на своей исторической родине. Несколько лет назад ребята из агентства Street Art пришли к городским властям с предложением легально разместить несколько рисунков широко известных в узких кругах райтеров. За семь лет фестиваль разросся на несколько российских городов,в столице Урала в разное время свои рисунки оставили звезды стрит-арта из Москвы, Новосибирска, Перми и других городов, Италии, Бразилии и других стран.

В канун фестиваля ЕТВ проехался по городу в компании отца«Стенограффии» — городского мыслителя и креативного директора агентства Street Art Евгения Фатеева. Мы не просто посмотрели на объекты прошлых фестивалей, многие из которых стали полноценными городскими достопримечательностями, но и узнали истории, которые они хранят.

Некоторые творения расположены по соседству друг с другом. Картина«Самолетик» поместилась на задней стене кинотеартра «Салют» еще в 2013 году. Ее авторы — немецкие художники Case и Wow123 из Германии — изобразили гигантскую руку, запускающую самолет. Интересно, что продолжение полотна немцы оставили в Магнитогорске: в этом городе появилась рука, поймавшая тот самый самолет.

Картина и сегодня смотрится как новая и наверняка проживет на стене долго, если, конечно, руководство «Салюта» не решит ее закрасить.

-2

Рядом с «Самолетиком» в крытом проходе между кинотеатром и жилым домом прячется «Ковер из тегов». Его писал Покрас Лампас (петербуржец и лучший каллиграф страны по совместительству) в том же 2013 году. Среди бесконечных волн и линий граффити прячется секретная надпись, фрагменты которой можно разглядеть невооруженным глазом, однако целиком фраза видна только в ультрафиолетовом свете: «All your walls are belong to us», что в переводе означает «все ваши стены принадлежат нам».

«Ковер» живет до сих пор, не смотря на то, что по этому коридору «Салюта» то и дело слоняются прохожие. Немного затерлись символы на полу и потускнели стены, но в целом состояние граффити хорошее.

-3

Так выглядит тайная надпись в лучах ультрафиолета.

-4

На перекрестке Попова и Сакко-Ванцетти, на торце обычной желтой хрущевки более крупное полотно — «Сизифов труд». Его в 2011 году нарисовала украинская команда художников «Iнтереснi казки». Рассказывая об этом, Евгений Фатеев вздыхает: «Понимаете, это то, чего уже никогда больше не будет».

Ребята, которые создавали этот объект, входили в мировой топ-10 уличных художников, но после событий 2014 года райтеры не особо стремятся вернуться в Россию. Да и сам дуэт художников уже распался, тем не менее,их творение держится на уральской стене. Время, конечно, потрепало картину: пришлось подштукатурить верхний угол, но и сегодня «Сизифов труд» смотрится презентабельно и по-прежнему является одним из любимых объектов екатеринбуржцев — во многом из-за сложной структуры самого рисунка.

-5

Другой центральный объект стрит-арта размещается на перекрестке Вайнера и Малышева. Эта картина отображает связь между людьми, которую испанский художник Sam3 увидел, гуляя по Екатеринбургу в 2013 году.

Этот весьма известный в кругах уличных творцов сеньор отличается нелюдимостью. Он даже попросил организаторов «Стенограффии — 2014» по возможности оградить его от внимания камер. Свою картину мастер специально создавал через пару дней после завершения основной программы«Стенограффии», чтобы его не особо беспокоили поклонники фестиваля и уличные зеваки.

-6

Еще один облагороженный уличным изобразительным искусством пешеходный переход находится рядом с ЦПКио́. Здесь работал художник ЕСВ из Германии. До появления полотна стены перехода покрывали различные надписи не самого приятного содержания — типичная ругань, свастики,националистические лозунги, фанатские граффити. А тут картина,да на белом фоне.

Фатеев рассказывает, что тогда даже поспорил с приятелем: тот уверял, что творение не просуществует и двух недель. В итоге Евгений выиграл — он поставил на три недели. На дворе стоял 2010 год. Картина не исчезла по сей день.

-7

Следующий объект художники между собой называют «банками». Во дворах на Ботанике прячутся огромные цистерны, благодаря живописцам принявшие облик емкостей под сгущенку и томатный суп (привет, Энди Уорхол).

Любимых у жильцов этого района «банок» и не должно было здесь быть — в 2010 году «стенограффисты» согласовали с местными властями совсем другую картину. На цистернах должен был появиться глаз, смотрящий через замочную скважину, но уже на месте художники — новосибирская команда TAK NADO — решили импровизировать, и получились банки. Организаторам фестиваля немного влетело за самоуправство, но в итоге «суп» и «сгущенка» пришлись чиновникам по вкусу, и их решили оставить.

-8

Следующий объект некогда был хитом французского МТV. «Аполлона» на несанкционированном рекламном билборде, расположенном на Сортировке, в 2010 году нарисовал московский художник из арт-группы ZucKlub.

-9

Это был один из красивейших объектов стрит-арта в Екатеринбурге с непростой судьбой. За минувшее семь лет его неоднократно залепляли рекламой, затем отдирали объявления и вешали их снова. В поединке искусства и рекламы победила последняя — сегодня «Аполлон» опять скрыт коммерческим баннером и, по словам Евгения Фатеева, вряд ли подлежит восстановлению.

-10

По словам Евгения Фатеева, судьба «Аполлона» рано или поздно настигнет все объекты стрит-арта. Современные краски могут держаться на стенах десятилетиями, но все равно они — следы на песке, которые исчезают вслед за уходящим художником. Пару лет назад организаторы «Стенограффии» пытались даже собрать деньги на реставрацию объектов — искали спонсоров,выходили на краудфандинг, но не вышло.

Впрочем, сами художники относятся к своим творениям куда проще. У одного из лучших представителей российского стрит-арта была работа «Дантист» — она размещалась за Театром эстрады и была целиком построена на недостатках и изъянах стены. Вскоре стену отремонтировали и работу убили. Некие активисты даже возмутились, хотели писать жалобы,обратились к самому художнику. Однако тот ответил, что ничего страшного в случившемся нет. Гораздо дольше объекты стрит-арта живут в медиа-среде. Многих произведений нет уже фактически — природа и человек их стерли. Но фотографии остались и путешествуют по интернету, а значит, картины еще живут.

Гораздо больше Евгения Фатеева печалит другое — интерес к стрит-арту как к искусству падает. Пока это еще остается мейнстримом, но сейчас из течения уходят романтики, а их место занимают прагматики. На самой «Стенограффии» они, конечно, не заработают денег — мероприятие носит характер титульного, и многие молодые райтеры используют его как трамплин, способ заявить о себе. Уже после фестиваля многие команды распадаются, художники уходят, кто куда. Многие в погоне за рублем рисуют рекламные полотна или даже политическую агитацию, другие меняют шум улиц на тишину галерей — творцам хочется признания, а традиционное искусство, в отличие от уличного, привыкло выглядеть более «взрослым».

Мы долгое время были только модераторами этого события, а в этот раз решили выйти из тени, чтобы показать другим художникам какую-то дорожку и активизировать процесс. Взрослых заставим вспомнить о детстве, один из важных объектов «заговорит», много чего интересного будет.                                                    
 Евгений Фатеев, креатор
Мы долгое время были только модераторами этого события, а в этот раз решили выйти из тени, чтобы показать другим художникам какую-то дорожку и активизировать процесс. Взрослых заставим вспомнить о детстве, один из важных объектов «заговорит», много чего интересного будет. Евгений Фатеев, креатор

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ