Найти тему
БЕЛРЫНОК

Уживутся ли в Беларуси ядерная и «зеленая» энергия?

Грядущий ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС (БелАЭС) – а это произойдет через два года – актуализирует вопрос: а что будет с возобновляемыми источниками энергии?

Разговор об этом, вероятно, пойдет и на ближайшем совещании по вопросу интеграции БелАЭС в экономику страны, которое Александр Лукашенко анонсировал 24 апреля 2018 года в ходе ежегодного послания. Год назад Минэнерго подготовило принципиальные изменения в законодательную практику регулирования развития ВИЭ в Беларуси. Одни из посылов этой инициативы – скорый ввод в эксплуатацию АЭС.

Правила игры уже меняли

Белорусский закон «О возобновляемых источников энергии» (ВИЭ) был принят в декабре 2010 года и содержит серьезные стимулы для инвесторов. Он гарантировал производителям «зеленой энергии» подключение к госсетям и ее покупку госсетями в течение первых 10 лет с повышающими коэффициентами относительно тарифа для промышленных предприятий (он составляет 10,6 цента за 1 кВт⋅ч). Например, при использовании энергии солнца коэффициент был равен 3, энергии ветра и биогаза – 1,3 и т. д.

В 2013 году в Беларуси начался бурный строительство солнечных и ветряных установок, что подтолкнуло белорусские власти притормозить процесс. В мае 2015 года в Беларуси был принят указ президента № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», которым правила игры на этом рынке были существенно скорректированы.

Повышающие коэффициенты были дифференцированы не только в зависимости от вида ВИЭ, но и от параметров установок (электрическая мощность, срок службы оборудования на дату ввода установок в эксплуатацию и т. д.). Также были введены квоты на строительство энергоустановок по использованию ВИЭ на конкурсной основе. Квоты распределяются на 3 года с возможностью ежегодной корректировки. Государство по-прежнему готово покупать энергию также и у собственников «зеленых» энергоустановок, построенных вне квот, но размер конечного тарифа для них гораздо ниже.

Причем, объем квот в последнее время снижается.

«Зеленая энергия»: слишком дорого

Однако этих корректировок законодательства показалось мало. Год назад Минэнерго вышло с новой инициативой в правительство. Проект изменений в указ № 209 Минэнерго направило на согласование в госорганы в июне 2017 года.

Минэнерго пояснило, почему оно считает необходимым поменять законодательство.

Прежде всего, альтернативная энергетика — это дорого. Сейчас все затраты на покупку возобновляемой энергии предприятия «Белэнерго» включают в себестоимость производства электроэнергии (отметим, что 96% «зеленой» электроэнергии поставляется в государственную электрическую сеть). И если в 2016 году суммарная мощность установок ВИЭ (без учета организаций «Белэнерго»), составляла 151,3 МВт, то в 2017 году – уже 262 МВт, а к концу 2020 года она увеличится до 793 МВт (а с учетом организаций «Белэнерго» – до 950 МВт).

Растет объем ВИЭ, растут и затраты энергетиков. По данным Минэнерго, затраты на производство электроэнергии на собственных источниках энергоснабжающих организаций по прогнозу на 2017 год составляют 4,55 цента/кВт⋅ч, а с учетом затрат на покупку электроэнергии, включая импорт и покупку ее от блок-станций, а также передачу, распределение и сбыт электроэнергии — 7,07 цента/кВт⋅ч. В то же время, по данным Минэнерго, средний тариф, по которому госсети покупают «зеленую» электроэнергию, составляет около 22 центов за кВт⋅ч.

Экс-министр энергетики Владимир Потупчик в недавнем интервью газете «CБ. Беларусь сегодня» приводит следующие цифры. Если будут реализованы все проекты в сфере ВИЭ, то к 2020 г объем отпуска в сеть электроэнергии от этих установок возрастет в 7,4 раза – с нынешних 225,6 млн. кВт⋅ч до 1,7 млрд. кВт⋅ч. Это приведет к увеличению затрат энергоснабжающих организаций на покупку электроэнергии с 40 млн. долларов до 324 млн. долларов, к росту себестоимости одного кВт. на 1 цент и, как следствие, к увеличению тарифов на электроэнергию для потребителей страны

Чем ВИЭ мешают Белорусской АЭС?

Вторая причина, из-за которой профильное министерство стремиться изменить правила игры на рынке «зеленой энергии, – это строительство АЭС. После строительства БелАЭС в стране появится избыток электроэнергии. Ведь ее потребление к 2020 году составит не 47 млрд. кВт·ч., как прогнозировалось раньше, а в лучшем случае около 40 млрд. кВт·ч. В последние годы потребление электроэнергии в стране остановилось на уровне 36-37 млрд кВт⋅ч (в частности, в 2017 году потребление составило 36,926 млрд кВт⋅ч, в том числе импорт электроэнергии -2,733 млрд кВт⋅ч). При этом два реактора БелАЭС, которые должны заработать в конце 2020 года, будут производить 18 млрд. кВт⋅ч – это примерно около половины нынешнего потребляемого Беларусью объема электроэнергии.

Пока мало кто понимает, куда девать лишнюю электроэнергию. Тем более, что ввод в эксплуатацию БелАЭС потребует изменения режимов работы других генерирующих источников энергосистемы. Что в свою очередь требует больших финансовых затрат. Инвестиции нужны и на установку электрокотлов на крупных энергоисточниках, а также на создание пиково-резервных источников, необходимых в том числе для компенсации внеплановых остановок энергоблоков АЭС. Только на создание пиково-резервных источников нужно, согласно оценкам, около 600 млн. евро.

Новые ограничительные меры уже готовы

Минэнерго считает, что единственно правильное решением в этой ситуации — ограничить создание установок по использованию ВИЭ (а также сократить строительство блок-станций, работающих на природном газе, мазуте и т.д.).

В проекте указа также заложена норма, согласно которой электроэнергии от объектов ВИЭ после 10-летнего периода их в эксплуатации может поставляться в сеть по графикам, согласо­ванным с энергоснабжающими организациями.

Предполагалось также, что в Беларуси с 2018 года электроэнергию от установок ВИЭ, созданных на основе бэушного оборудования, энергосети будут покупать только с применением стимулирующих, а не повышающих коэффициентов.

Более того, как считает Минэнерго, с учетом совершенствования технологий, позволивших снизить себестоимость получаемой энергии, имеет смысл снизить и закупочную цену. Необходимость в субсидиях отпала, поскольку себестоимость «зеленой» энергии стала заметно ниже. В связи с этим закупочная цена на уровне 7,9-8,9 центов за кВт⋅ч была справедливой для всех участников рынка. Это позволило бы обеспечить равные условия для конкуренции на рынке электроэнергии, а значит атомная станция и ВИЭ могут существовать гармонично...

Окончание статьи см. здесь.