(1886-1968) Русский поэт-футурист, изобретатель зауми, дыр бул щыл отечественной поэзии.
Родился Алексей Елисеевич Кручёных в простой крестьянской семье в Херсонской губернии. В 1906 году он закончил Одесское художественное училище и вскоре переехал в Москву. Полученное им образование впоследствии сыграет решающее значение в формировании авторского стиля.
Начинал он как журналист, а с 1912 года сблизился с поэтами-футуристами. В том же году он вместе с Велимиром Хлебниковым выпускает свою первую поэму — «Игра в аду». В декабре того же года выходит известный альманах «Пощёчина общественному вкусу», участие в котором принял и Кручёных.
Настоящий прорыв происходит в 1913-м, когда поэт издаёт сборник «Помада». Именно там были опубликованы стихи, которые считаются началом и концом футуризма — не имеющие смысла, нарочито неудобные и угловатые:
Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз
Такой подход к словам получил название «заумь», и им стали активно пользоваться другие футуристы. Для оформления изданий Кручёных стал привлекать лучших авангардных художников — известно, что одну из книг оформил Казимир Малевич. Вообще, 1913-й выдался для Кручёных плодотворным годом: он выпустил пять сборников, в которых проявил себя не только как «супрематиста от поэзии», но и как артиста, действительно умеющего владеть словом.
Глупости рыжей жажду
И забвения давних путей
Буду дик я дважды
Коль убегу мысле́й
По полю оглохших камней
Буду срывать плевков
цветы
И надежды большими
руками
Схвачу резиновый шип
невесты
Или сяду на наковальню
И поскачу громыхая
И подымется крик зава
ленных
И не буду знать
Может там мать
родная…
С началом Первой мировой войны Кручёных уехал в Грузию, где создал творческое объединение футуристов «Сорок первый градус», ставившее заумь во главу угла. Революцию Кручёных тоже пропустил — поэт вернулся в Москву лишь в 1920-х.
Там он присоединился к новому движению ЛЕФ, созданному Владимиром Маяковским. В этот период Кручёных из поэта превратился в теоретика поэзии, выпустив несколько трудов, посвящённых явлению сдвига и развитию русского языка.
В тридцатых, после того, как Маяковский застрелился, а другого видного футуриста — Игоря Терентьева — расстреляли, Кручёных завязал с литературой. Лишь в пятидесятых он вновь ненадолго появился на небосклоне русской поэзии — чтобы благословить поэтов лианозовской школы. В 1968 году Кручёных умер, практически забытый и давно ставший легендой прошлых дней.
Если б тошнило вас.....
как меня вечерами
в книгах прочли бы вы желочь
голову увенчавши горшками
Автор: Денис Божинский