Найти в Дзене
Культ Личности

​​ "Отец антибиотиков" Александр Флеминг

Оглавление

Ни одно лекарство не спасло столько жизней, сколько пенициллин. С открытием этого вещества началась новая эра в лечении инфекционных болезней - эра антибиотиков.

Открытие лекарств антибиотиков, к которым мы уже так привыкли в наше время, сильнейшим образом изменило человеческое общество. Отступили заболевания еще не так давно считавшиеся безнадежными.

Пенициллин продлил жизнь человечества приблизительно на 33 года.

Удивительно, но этот научный прорыв является единственным , на который никогда не предъявлялись авторские права. Еще удивительнее история самого открытия...

В урочный час

"Когда я встал утром 28 сентября 1928 года, я, безусловно, не планировал совершить какой-то прорыв в медицине своим созданием первого во всем мире бактерии-убийцы или же антибиотика"

 ( из дневника Александра Флеминга)

К началу 20 века Мир оказался безоружным перед смертельными бактериями. Европу потрясают эпидемии "испанки" (гриппа), скарлатины, дифтерии, в России - сибирской язвы, малярии, холеры, сифилиса, азиатской холеры, тифа.

Инфекции вызывают детскую смертность - до года умирает каждый четвёртый ребёнок. Среднестатистический житель России доживает лишь до 32 лет, в Европе - до 45. Воспаление от элементарного пореза на губе приводило подчас к летальному исходу, каждый год уносил полмиллиона россиян. Госпитали теряли раненых из-за послеоперационного сепсиса. 

Знаменитый французский хирург 20 века А. Вельпо с горечью писал: «Укол иглой уже открывает дорогу смерти». Эпидемии послеоперационной горячки уносили в могилу до 60% всех прооперированных, и такая огромная смертность тяжелым грузом лежала на совести хирургов.

По счастливой ли случайности или по проведению свыше, но открытие Александром Флемингом пенициллина в 1928 году подоспело очень вовремя - это был результат стечения ряда обстоятельств, столь невероятных, что в них почти невозможно поверить. В отличие от своих аккуратных коллег, очищавших чашки с бактериальными культурами после окончания работы с ними, Флеминг не выбрасывал культуры по 2–3 недели кряду, пока его лабораторный стол не оказывался загромождённым сорока или пятьюдесятью чашками. Тогда он принимался за уборку, просматривал культуры одну за другой, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. В одной из чашек он обнаружил плесень, которая, к его удивлению, угнетала высеянную культуру бактерии.

Отделив плесень,он установил, что бульон, на котором она разрослась, приобрёл отчётливо выраженную способность подавлять рост микроорганизмов, а также бактерицидные и бактериологические свойства.

Неряшливость Флеминга и сделанное им наблюдение явились всего лишь двумя обстоятельствами в целом ряду случайностей, способствовавших открытию. Плесень, которой оказалась заражена культура, относилась к очень редкому виду. Вероятно, она была занесена из лаборатории, расположенной этажом ниже, где выращивались образцы плесени, взятые из домов больных, страдающих бронхиальной астмой.

Флеминг оставил ставшую впоследствии знаменитой чашку на лабораторном столе и уехал отдыхать. Наступившее в Лондоне похолодание создало благоприятные условия для роста плесени, а наступившее затем потепление - для бактерий. Как выяснилось позднее, стечению именно этих обстоятельств мы и обязаны знаменитому открытию.

С этого момента Флеминг стал исследовать смертоносную для бактерий плесень, а чашку Петри, в которую она залетела, он сохранил до самой смерти. Наблюдая антагонизм плесени и стафилококка в смешанной культуре ученый открыл штамм плесневого гриба пеницилла, выделяющего химическое вещество, которое задерживает рост стафилококка. И поскольку эта плесень носила латинское название Penicillium notatum, полученное им антибактериальное вещество он назвал "пенициллином".

Ассистент Флеминга доктор Стюарт Греддок, заболевший гайморитом, был первым человеком, который испробовал на себе действие препарата. Ему ввели в гайморову полость небольшое количество вещества, и уже через три часа состояние его здоровья значительно улучшилось. Правда, впереди было самое важное испытание - не окажется ли это вещество таким же вредным для человека и животных, как для бактерий?

Если бы это было так, пенициллин ничем бы не отличался от множества известных и до того антисептиков. Его нельзя было бы вводить в кровь. К величайшей радости Флеминга и его сотрудников, пенициллиновый бульон, смертоносный для бактерий, был не более опасен для подопытных кроликов и мышей, чем обычный бульон.

Но чтобы применять пенициллин для лечения, его нужно было получить в чистом виде, выделить его из бульона. Бульон, содержащий чужеродные для организма белки, нельзя было вводить в кровь человека.
Но чтобы применять пенициллин для лечения, его нужно было получить в чистом виде, выделить его из бульона. Бульон, содержащий чужеродные для организма белки, нельзя было вводить в кровь человека.

Рождение антибиотика

"Антибиотики очень ответственно уничтожают возбудителя болезни, его семью, его друзей и его знакомых, а также случайных знакомых знакомых…"

В конце 1929 года на заседании медицинского исследовательского клуба при Лондонском университете Александр Флеминг сообщил о своих исследованиях. Учёные встретили открытие абсолютно равнодушно и вопросов не задавали.

До конца своих дней Флеминг вспоминал "об этой ужасной минуте". Однако, именно этот момент и принято считать открытием пенициллина, хотя до рождения "настоящего" пенициллина пройдет целых 11 лет.

Флеминг - не будучи химиком - не мог выделить пенициллин из питательной среды и определить его строение. К тому же магическое вещество было нестабильным и быстро теряло свою активность. Трижды по просьбе ученого биохимики приступали к очистке вещества от посторонних примесей, но неудачно - хрупкая молекула разрушалась, утрачивая свои свойства. Использовать же для внутренних инъекций грязный пенициллин Флеминг считал недопустимым, опасаясь за здоровье людей.

Флеминг, впрочем, не терял надежды и верил, что у открытого им вещества большое будущее. И его вера и ожидание оправдались -

В 1940 г. произошло одно из самых счастливых событий в жизни ученого. Из медицинского журнала он узнал, что оксфордским учёным Флори и Чейну удалось получить стабильный препарат пенициллин в очищенном виде. Флеминг ничем не выдал своей радости и только позже заметил, что о работе с такими химиками он мечтал много лет.

В 1940 году англо-немецкий биохимик Хоуард Уолтер Флори и Эрнст Борис Чейн активным образом пытались очистить и получить пенициллин, и через какой-то промежуток времени они произвели необходимое количество пенициллина для того, чтобы лечить людей.
В 1940 году англо-немецкий биохимик Хоуард Уолтер Флори и Эрнст Борис Чейн активным образом пытались очистить и получить пенициллин, и через какой-то промежуток времени они произвели необходимое количество пенициллина для того, чтобы лечить людей.

25 мая 1940 г. под грохот бомб, падающих на улицы Лондона, был завершен решающий опыт на 50 белых мышах. Каждой из них ввели смертельную дозу микроба стрептококка. Половина мышей не получала никакого лечения, остальным каждые три часа в течение двух суток вводили пенициллин.

Через 16 ч 25 подопытных животных погибли, а 24 мыши, получавшие лечение, выжили. Погибла только одна. В 1941 году впервые в истории удалось спасти от смерти человека с заражением крови - им стал 15-летний подросток.

Первые результаты были настолько обнадеживающими, что стала ясна необходимость создания масштабного производства с технологией получения чистого лечебного препарата пенициллин, но Англия в начале Второй мировой войны не имела достаточных средств для такой работы, и Флори, предварительно добившись субсидий от Рокфеллеровского фонда, отправился в США, где смог привлечь к решению проблемы американские фармацевтические фирмы. Технология массового выпуска пенициллина, сразу же получившего еще и второе название - "лекарство века", была передана на предприятия Pfizer и Merck. И к самому разгару Второй мировой войны на территории США уже вовсю занимались производством пенициллина.

"Могучие дубы вырастают из малых желудей".

Крошечная спора, случайно занесённая ветром в лабораторию Флеминга, теперь творила настоящие чудеса. Она спасала жизнь сотням и тысячам больных и раненных на фронтах людей.

Она положила начало целой отрасли фармацевтической промышленности - производству антибиотиков. Война придала открытию Флеминга особое значение. Имя учёного было окружено славой, которая всё возрастала. Его, как и его лекарство, знал теперь весь мир.

Действие нового лекарства превзошло самые смелые ожидания. Многим тяжелым больным он приносил полное исцеление. С этого момента началось триумфальное шествие пенициллина по всем странам мира. Его называли "чудесная плесень", "желтая магия" и т. п.

Он излечивал заражение крови, воспаление легких, всевозможные нагноения и другие тяжелые недуги. "Чудо-лекарство" спасло от ампутации конечностей огромное количество солдат США и других стран. С течением времени способ создания антибиотика усовершенствовали, а начиная с 1952 года, довольно доступный пенициллин стали использовать в мировых масштабах. При развитии фармакологии выделили и синтезировали антибактериальные средства иных категорий, и когда получили иные типы антибиотиков, смогли бороться с ранее неизлечимыми болезнями.

В 1945 году Флемингу, Чейну и Флори присудили Нобелевскую премию по медицине и физиологии "За открытие пенициллина и его целебного воздействия при любых инфекционных заболеваниях".

На вручении Нобелевской премии говорили, что "Флеминг сделал для победы над фашизмом больше, чем 25 дивизий".
На вручении Нобелевской премии говорили, что "Флеминг сделал для победы над фашизмом больше, чем 25 дивизий".

Английский король возвёл Александра Флеминга в дворянское достоинство.

Ученый скоропостижно скончался 11 марта 1955 г. Его смерть заставила скорбеть едва ли не весь мир. В испанском городе Барселоне, который посещал Флеминг, цветочницы высыпали все цветы из корзин к мемориальной доске с его именем.

В Греции, где тоже бывал учёный, объявили траур. Флеминг был погребён в лондонском соборе Св. Павла.

Сегодня патент на изобретение пенициллина никому еще не выдан. Флеминг, Флори и Чейн от него отказались.

Они полагали, что лекарство, которое обладает любыми шансами спасти людей, не должно являться источником золотой жилы и наживы. Данный научный прорыв является единственным подобных масштабов, на который никогда не предъявлялись авторские права. Также необходимо добавить, что победив большинство распространенных и опасных инфекционных болезней, пенициллин продлил жизнь человечества приблизительно на 33 года.

Учись у великих людей вместе с нами!

Подписывайся на канал Телеграм Культ Личности