По завершению Второй Мировой, советскими военными были сформированы новые требования к противотанковым средствам. Главными критериями было увеличение начальной скорости полета снаряда и увеличение прицельной дальности. Одним из первых пушек нового поколения стала знаменитая МТ-12 «Рапира», которая активно эксплуатируется по сей день. Но уже на излете 1960-х военные решили, что полевая артиллерия в дальнейшем не будет основным противотанковым средством. Тогда началось повальное увлечение ракетам, и воодушевленные военные думали, что «классическая» артиллерия отходит на второй план.
Но прогресс защищенности танков адекватно отвечал новейшим кумулятивным боеприпасам, что заставило вернуться к хорошо забытому старому – подкалиберным бронебойным снарядам. Уже в 1969 году началась разработка новых противотанковых орудий, давшая армии СССР пушку «Спрут-С». Но это для дивизионного звена, а для батальонов работали над пушкой калибра 85-мм. Причем, не только в буксируемом варианте – но и самоходном.
Жало-С
Работы одновременно велись над пушкой, и самоходной артиллерийской установке под нее. Машина получила наименование 2С14 «Жало-С». В ее основе лежит несколько видоизмененный бронетранспортер БТР-70. Корпус машины переработали, изменив компоновку. Теперь боевое отделение располагалось ближе к середине корпуса. Во вращающейся башне установили 85-мм пушку 2А62, боекомплект которой был почти полностью унифицирован с буксируемым вариантом орудия. Исключением были подкалиберные боеприпасы, которые создали специально для «Жала». Прицеливание осуществлялось перископическим прицелом с переменной кратностью, а за связь отвечала радиостанция Р-173.
В остальном – это был все тот же БТР-70, который с новым орудием прибавил лишь одну тонну веса, достигнув массы в 12,5 тонн. Машина по-прежнему могла плавать и развивать скорость на шассе до 80 км\ч. Бронирование оставили прежним – с максимальным значением во лбу корпуса в 10 мм, что могло защитить лишь от пуль стрелкового оружия.
Итоги
В 1975 году первый прототип машины прошел заводской цикл испытаний и был передан на суд военных. Лишь к 1980 году испытания завершились, и в целом, комиссия осталась довольна разработкой. Но, как водится, не сложилось.
Камнем преткновения стало 85-мм орудие. Несмотря на гарантированное поражение БТР и самоходных артиллерийских систем противника, актуальные танки того времени пушке 2А62 были не по зубам. Выходом могли бы стать управляемые ракетные боеприпасы, но ствол 85-мм орудия не подходил для этого, и проект отклонили.
Спустя время, шасси БТР (на сей раз – БТР-90) пытались соединить со 125-мм пушкой, которая уже не уступала бы огневой мощи современных танков, но и 2С28 «Спрут-К» военные отвергли. Таким образом, ниша колесных истребителей танков СССР и РФ до сих пор остается незанятой, чего не скажешь о конкурентах, которые успешно используют эту концепцию.
Но, естественно, проблему не оставили. Правда, советские конструкторы пошли несколько иным путем, который объединял противотанковые средства в легкобронированном объеме, о чем вы сможете прочесть по ссылке. Спасибо за внимание!
Долгая дорога к БМП-1: Часть-1