Найти тему

«С сединою на висках»

Оглавление

Приближается День Победы — 73 года с момента, когда завершилась самая ожесточенная и бескомпромиссная — Великая Отечественная война. Как относятся к празднику современные россияне? Мы выяснили, опираясь на данные социологических опросов

Победные традиции

Сразу после войны 9 мая было объявлено выходным днем. Однако уже в 1948 году этот указ был отменен и девятый день мая вновь стал рабочим днем. В этот день не проводились парады, а напоминание о Победе выражалось тридцатикратными залпами артиллерийских орудий в столицах союзных республик и городах-героях. Статус выходного дня был возвращен 9 мая в 1965 году. Тогда же вновь состоялся парад на Красной площади.

В 1990-е годы, после распада СССР парады не проводились, хотя 9 мая оставался праздничным днем, во время которого чествовали оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны. В 1995 году, во время 50-летнего юбилея Победы Парад состоялся вновь. С 2008 года в парадах вновь принимает участие боевая техника.

Парад Победы 1995 года на Поклонной горе

В последние годы звучат мнения, что масштаб празденств отдает фальшью по отношению к подлинным героям Дня Победы — живым и уже ушедшим от нас ветеранам. Но социологические опросы, проводимые ежегодно, показывают, что россияне поддерживают массовость этого праздника и считают его одним из ярких примеров государственного и народного праздника, который объединяет людей.

Поддержка растет

Опрос Фонда «Общественное мнение», проводимый ежегодно в преддверии праздника, показывает, что 56 процентов россиян считают День Победы в первую очередь народным праздником, 35 процентов — государственным, 6 процентов — семейным. При этом количество людей, которые считают его семейным — выросло — с 3 процентов в 2015 году.

-2

В 2017 году 79 процентов опрошенных ФОМ заявили, что примут участие в праздничных мероприятиях, посвященных Победе. Такая массовая поддержка выглядит неудивительной — подавляющая часть россиян имеет или имела родственников, которые принимали участие в военных действиях во времена Великой Отечественной войны. Согласно опросу ФОМ таких 87 процентов.

В перечне ответов, которые давали респонденты ФОМ на вопрос, какие мысли или ассоциации возникают, когда они слышат о Великой Отечественной войне, были такие, как «гордость за страну», «чувство патриотизма», «радость победы», «благодарность ветеранам». Многие также испытывают «горе, боль, скорбь и слезы», а также «страх и ужас».

-3
Растет телевизионная аудитория парада на Красной площади — с 2011 года она увеличилась на 4 процента. При этом больше половины опрошенных социологами «Левада-центра» уверены, что такие парады необходимо проводить каждый год, а еще треть россиян немного менее уверенно, но тоже согласна с этим. Тех, кто выступает против ежегодных парадов — не более десятой части опрошенных. Стабильно положительное отношение и к георгиевской ленточке — более половины россиян носят ее на 9 мая.
Растет телевизионная аудитория парада на Красной площади — с 2011 года она увеличилась на 4 процента. При этом больше половины опрошенных социологами «Левада-центра» уверены, что такие парады необходимо проводить каждый год, а еще треть россиян немного менее уверенно, но тоже согласна с этим. Тех, кто выступает против ежегодных парадов — не более десятой части опрошенных. Стабильно положительное отношение и к георгиевской ленточке — более половины россиян носят ее на 9 мая.

«Бессмертный полк»

Однако еще большее единодушие в поддержке, чем даже сам День Победы, вызывает мероприятие, приуроченное к нему. В 2012 году в Томске была впервые проведена акция «Бессмертный полк».  9 мая её участники несут портреты своих воевавших предков: родителей, дедов и прадедов. Начиная с 2013 года эта традиция распространилась на всю Россию. В 2015 году акция собрала около 12 миллионов человек, принявших участие в шествии по городам России в целом.

В опросе «Левада-центра», подавляющее число респондентов — 91 процент — заявило об однозначной поддержке этого начинания. При этом принимало участие в минувшем году только 18 процентов опрошенных, хотя планировало — 26 процентов. Снижается число тех, кто вообще не знает о «Бессмертном полке» ничего — с 2015 года их число уменьшилось вдвое.

-5

Респонденты ФОМ считают, что история Великой Отечественной войны освещается в наше время более правдиво, чем в советский период. Однако немало и тех, кто думает, что в этом отношении почти ничего не изменилось. Есть также люди, которые считают, что освещение событий того периода стало менее правдивым. И их количество незначительно, но растет.

Народный праздник

К сожалению, День Победы с каждым годом теряет своих главных героев: ветеранов и тех, кто посвятил себя работе в тылу воюющей страны. Поэтому из дня демонстрации военных возможностей он все больше превращается в день скорби. Неслучайно столь высокий резонанс в обществе вызвала акция «Бессмертный полк», позволяющая вспомнить павших, не впадая в крайности официоза. День Победы все больше становится народным праздником, а 9 мая — датой, которая будет еще долго напоминать нам о том, какую цену приходится платить человечеству за попытки кидать камни в стеклянном доме по имени Земля.

Рекомендуем также познакомиться с нашим материалом о профессионализации современной российской армии

Рекоменду