Мы бы нанесли ответный удар по американцам и их городам, начав ядерную войну...
Его имя не было известно в СССР. Впервые упоминание о нём появилось в 1991 благодаря очерку журналиста Дм. Лиханова о том, что в сентябре 1983 года советский подполковник Станислав Петров спас Мир от ядерного апокалипсиса.
Тогда, в начале 80-х, политическая обстановка в мире была не менее напряженной, чем сейчас.
Программа стратегической оборонной системы(СОИ), провозглашённая Президентом Америки Рональдом Рейганом в марте 1983 года, нацелена была на размещение в космосе ядерных сил и подрывала подписанный с СССР Договор по ПРО.
В результате конфронтация двух сверхдержав достигла своего пика. Достаточно сказать, что на предложения президента Рейгана о встрече генсек Андропов не считал нужным откликаться!
В Советском Союзе отдавали отчет что под внешне безобидным, усыпляющим термином "оборонная инициатива" скрывается многоэшелонированная наступательная доктрина США, где целью было добиться военного превосходства.
ПРОТИВОМЕРЫ
В ответ нашей стране был принят проект"анти СОИ", который получил название "концепция ассиметичного ответа". Одну из основных ролей в выработке противомер сыграла группа советских физиков-ядерщиков во главе с академиком Евгением Велиховым. Была модернизирована космическая "Система раннего предупреждения", что позволяло орбитальной группировке военных спутников из серии "Космос" фиксировать стартующие американские ракеты. За секунды мощный локатор на командном спутнике "Серпухов -15" в Подмосковье, связанный со спутниками, выводил на компьютер всю исходную информацию о месте старта, о классе ракеты, о её скорости и координатах.
Спутники, размещённые на высокой орбите, в карусельном режиме сменяли друг друга, отслеживая, ощупывая круглые сутки всю территорию США. В 1983 году американцы располагали 9 - ю базами баллистическими ядерными ракетами "Трайдент" и "Минитмен", каждая из которых была оснащена 10-ю боеголовками.
44 - летний подполковник Станислав Петров был теоретиком-аналитиком, профессионалом высокого уровня в засекреченном "Серпухове -15". Его выход в качестве оперативного дежурного на центральный командный пункт был незапланированным - подметил сослуживиц. Дежурство в этот сентябрьский вечер проходил в штатном режиме. На большом экране привычно светились карты территории США и СССР, в оперативном зале по телефонам спецсвязи шли контрольные доклады офицеров о готовности техники и других рабочих моментах службы.
Ближе к полуночи случилось неординарное - то, к чему боевой расчет всегда был готов, произошло в реальности. Взревела сирена системы предупреждения о ракетном нападении, и на пульте засветилась красная кнопка с надписью "старт". то означало, что советский военный спутник с высоты 38000 километров зафиксировал старт в сторону СССР американской ракеты с базы Вандерберг на западе США. Он узнавался по длинному огненному хвосту из сопел. ту засветку зафиксировали спутники и телеметрически сообщали Земле.
Подлинное время до наших границ - 40 минут. Этого времени достаточно для нанесения ответного удара по агрессору - автоматом мелькнуло в голове Петрова. Но надо было убедиться, обнаружена ли цель на мониторе видеоконтрольного устройства. Время уходило, но такого оповещения не было. И вдруг - новые старты. Один, второй, третий, четвертый...
И все сообщения - с того же спутника "Космос - 1382". Сирена ревела, призывая к действию...Для подполковника эти минуты были минутами сильнейшего стресса. В то же время на пульт стали поступать сигналы, что другие устройства слежения никаких целей не видят. База РЛС на Дальнем Востоке - второй эшелон контроля космического пространства - не подтверждала факт нападения.
Опытный аналитик на уровне подсознания понял, что не всё здесь гладко: почему визуальные средства "не видят" ракет? Почему нет массированной ракетной атаки противника ак ожидается при нападении?
Будучи по должности составителем оперативных программ, досконально разбираясь в технических особенностях средств оповещения, Петров допустил, что произошёл сбой на уровне дальней космической связи. Техника была ещё новая, сырая, необкатанная.
Ещё раз прокрутив в голове все версии, подполковник принял ответственное решение: он отправил доклад командующему о ложной информации о старте американских ракет в сторону СССР.
РАССЛЕДОВАНИЕ
Приступили к работе комиссии, начались служебные расследования. В итоге подтвердилась версия Петрова о техническом сбое. Выявилась и причина - ложное срабатывания датчиков , которые отреагировали на отраженный от облаков солнечный свет. Все эти и другие недостатки удалось устранить, и обновленная система вошла в строй а 1985 году.
Спустя 8 лет, когда гриф секретности был снят, бывший командующий войсками противоракетной обороной генерал - полковник Юрий Вотинцев признался, что Петров спас Мир от ядерного апокалипсиса.
К счастью, в то время за пультом был настоящий профессионал. Он мгновенно проанализировал обстановку и принял единственное верное решение. На вопрос: что бы было, если Петров не распознал ложную тревогу, Вотинцев ответил:
Мы бы успели нанести ответный удар и по американских шахтам, и по их городам, но Москва была бы обречена...
С тех пор много воды утекло. Нет уже и президента Рейгана, ни его неосуществимой на практике доктрины "звёздных воин" - пресловутой СОИ, благополучно почившей в бозе к 1993 году. Не стало Советского Союза. К сожалению, год назад в мае 2017 года, ушёл из жизни подполковник в отставке С. Петров. Ему было 77 лет...
Но есть мы, есть земная цивилизация, есть людская благодарная память о тех, кто совершил подвиги. Среди них - наш офицер Станислав Петров. Человек, который спас Мир.