Боевое знамя играло существенную роль в военной жизни монгольско-тюркских кочевников. Оно участвовало не только в военной, но и в политической сферах, а также в разграничении полномочий. Средневековые властители Китая, история которого тесно переплетается с историей кочевых монголов, передавали знамя своим вассалам. То есть оно выступало символом зависимого, либо, наоборот, суверенного состояния какого-либо лидера. Во время боя по знаменам можно было судить о текущем состоянии войска, о наличии или отсутствии порядка в его рядах. Военный мыслитель Сунь-Цзы, автор знаменитого трактата "Искусство войны", сообщает, что быстрое перемещение стягов с одного места на другое свидетельствует о царящем хаосе в армии врага. Ведь с их помощью часто управляли отрядами, орды кочевников рассчитывались по развевающимся флагам. Знамя являлось сакральным атрибутом. Монголы считали, что в случае его потери врага не удастся одолеть. В монгольской летописи "Алтан Тобчи" говорится о "девятиножном" белом знамени Чингисхана, которое вздымалось над его войском при отправлении в поход. В военном трактате "Уцзин цзунъяо" (1044 г.) династии Северная Сун сказано, что если знаменосец терял вверенный ему стяг, либо уступал его врагу, то суровое наказание ждало все военное подразделение. Знаменный комплекс получил такую сакрализацию, что ему даже стали приносить жертвы...
Подписывайтесь на канал! и заглядывайте в телеграм - t.me/battlez
Причем это довольно древняя практика у кочевых народов на востоке Азии, а также в ее центральной части. Иногда кочевники отрубали головы врагам и подвешивали их за знамя. Жуткие обряды принесения жертв столь священному атрибуту осуществлялись в тюркских, монгольских племенах (к примеру, у киданей). Сложно поверить, но легенды Ордоса (автономный округ в Китае) гласят, что в Ихэ-Эджен-Хоро, где располагаются святыни Чингисхана, ранее практиковались и людские жертвоприношения. Довольно распространенным является упоминание о кроплении знамени перед тем, как войско отправится в поход. По всей видимости, монголы верили, что, окропив знамя, они угождают некоему божеству-покровителю войны. В обмен на кровь божество как бы соглашалось помочь монголам в бою. О существовании обряда кропления знамени кровью недвусмысленно говорят источники. Так, например, поступил сам Чингисхан, когда в 1204 выступил в поход против кочевников-найманов...