Портрет в глазах начинающих живописцев – высшая ступень мастерства, а изображение фигуры в движении (а то и во взаимодействии с другими персонажами картины!) – и вовсе нечто из серии «у-меня-так-в-жизни-не-получится». Иной художник может годами опасливо обходить гипсовые торсы в магазинах для творчества, обливаться холодным потом от каждой просьбы друзей или приятелей о портрете и считать лучшими моделями яблоки и персики (ведь они не двигаются!).
Если Вы решили побороть, наконец, свою робость – не обойтись без достойного академического курса, это начало всех начал. О том, почему – читайте в статье «О божьем даре и яичнице». Тем, у кого такой возможности нет, рекомендую такую программу (иллюстрации не всегда удачные, зато мои, настоящие, а не отличников Суриковки):
Шаг 1. База
Берем себе в помощники много-много терпения и книгу по академическому рисунку. Я советую «Рисунок. Основы учебного академического рисунка» Николая Ли.
Готовьтесь засесть за анатомические атласы «на совесть и на страх» и изучить всё, что проспали на уроках биологии – черепа, скелеты, мышцы, сухожилия. Просто рисовать то, что видишь – моветон, это лишит рисунок убедительности, а изображаемого человека – правильной дислокации носа и бровей. Художник-портретист – всегда немножко медик! Заучивать названия всех «деталей конструктора» совсем необязательно, а вот уметь мысленно собирать из косточек руку или ногу будет полезно. Последовательность изучения такая: голова, тело, кисти рук, ступни.
Шаг 2. Скульптура
Теперь, когда увесистая стопка ваших рисунков стала похожа на заметки патологоанатома или маньяка-расчленителя, начинается самое интересное. Берем скетчбук и набор карандашей и идем в Пушкинский, Эрмитаж или любой другой музей, где есть скульптуры. Эти гипсовые и бронзовые ребята станут вашей компанией в ближайшие месяцы (о том, как не разориться на музеях, читайте в статье « Лайфхак для художников: зачем вступать в Профсоюз? » ). Их преимущество – в обнаженности, неподвижности и в том, что они не просят каждые десять минут показать, «что там получается». И к тому же, молча и безразлично проглотят любую обиду, будь то ноги как у кузнечика или голова с арбуз. Не бойтесь разбирать древних греков на куски (в переносном смысле слова, само собой) – рисовать отдельно головы, руки и ноги. А еще ставить себе временные рамки, постепенно сокращая их с получаса до пяти минут на одну зарисовку.
Шаг 3. Обнаженка
За эти два этапа вы прокачаете свой скил достаточно для того, чтобы отправиться на обнаженку. В Москве такие занятия найти довольно просто, и стоят они по-человечески: около 300 рублей за два часа. Преподавателей как правило нет, и все собранные с художников деньги обычно отправляются в карман модели (как только на ней появляется одежда с карманами). Вот, например, занятия, которые посещаю я: https://vk.com/nobull. Модель меняет позу каждые 10-15 минут, и поначалу Вы будете успевать лишь набросать пару кривых ног, парящую над ними голову и предаться зависти более шустрым рисовальщикам, а последнюю минуту потратить на отчаяние и самобичевание. А еще будете опасливо озираться по сторонам, боясь увидеть полный презрения взгляд какого-нибудь мэтра живописи, насмешливо взирающего на Ваши потуги. Пустые страхи: все поглащены лишь собственной работой. Концентрируемся, собираем в кулак все академические навыки и рисуем-рисуем-рисуем! Очень скоро придет день, когда Вы впервые закончите набросок раньше, чем модель успеет сменить позу, а это успех!
Шаг 4. По фотографии
Теперь рекомендую немного попрактиковаться с копированием других художников и рисованием по фотографии: начните с портрета любимого актера, двигайтесь в сторону усложнения, закончите изображением момента командной спортивной игры – футбола, волейбола, баскетбола. Попробуйте изобразить парный танец. На мой взгляд, это самое сложное. Добавляете цвет. Сначала акварель, затем масло. Возвращайтесь в Пушкинский и на обнаженку с другими материалами: маркеры, цветные карандаши, сангина, пастель, уголь. Забудьте о портретном сходстве. Главное сейчас – держаться в рамках анатомических правил. Час Вашей творческой свободы пробьет тогда, когда когда верная анатомия сама будет ложиться на рисунок, а Вы сможете играть с ней так как душа пожелает. И вовсе не обязательно она будет желать именно фотографической точности! Потому что откроет для себя другие, куда более интересные возможности портрета.
Шаг 5. Хомо одетус
Ну вот Вы и доросли до портретов друзей (хотя, конечно, попытки можно начинать и раньше). Берите в оборот самых терпеливых и имеющих яркие черты внешности – с ними работать по объективным причинам проще. Пусть сначала это будет голова, потом – бюст, портрет по пояс и, наконец, во весь рост. Теперь от портретного сходства не сбежать – всё-таки друга рисуете!
Шаг 6. А что дальше?
Я хотела бы закончить статью фразой: «Ну вот Вы и научились рисовать человека…». Но ни за что этого не сделаю, потому что Вы не научились и никогда не научитесь. Из всех существующих в живописи бесконечностей самая бесконечная – человек, и достичь вершин совершенства в его изображении за всю историю живописи смогли лишь несколько художников. Вся соль – в постоянном процессе самосовершенствования. Выхватывайте людей в движении на матчах и танцевальных мероприятиях, рисуйте «из головы», пишите сложные многофигурные полотна… Главное, что портрет теперь действительно Вам по зубам. Удачи!
Все иллюстрации художника Екатерины Осипович смотрите в первоисточнике PaintingRussia!
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)