Чтобы попытаться ответить на этот вопрос необходимо сначала разобраться с ещё двумя. Первый: кто же такой этот знаменитый и воспеваемый поэтами Кук? Второй: почему они не должны были его съесть? В понятии большинства людей страшное слово абориген является чуть ли не тождественным каннибализму, а аборигены тех далёких лет были чуть ли не обязаны поедать чужеземцев.
Прошу любить и жаловать, Джеймс Кук - английский военный моряк, картограф, член Королевского общества, капитан. Появился на свет в 1728 году в историческом графстве Йоркшир на севере Англии. Известный мореплаватель, совершил три кругосветных экспедиции, внёс огромный вклад в развитии географии. Карты Кука отличались невероятной точностью, отмеченной, как его современниками, так и последователями. Побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, Северной Америки, Тихий, Индийский, Атлантический океаны стали более широко исследованы именно благодаря путешествиям Джеймса Кука. Однако, в историю данный мореплаватель вошёл, в первую очередь, благодаря своей загадочной смерти, произошедшей в феврале 1779 года на Гавайских островах. Как гласит народная молва и массовая культура, Кука съели, точнее съели Кука. Стоит отметить, что ещё одним из положительных качеств исследователя было то, что он обладал умением налаживать контакт с местным населением, и какая-либо агрессия в его сторону являлась весьма сомнительным фактом.
Так что же произошло зимой 1779 года на Гавайских островах? Доподлинно известно, что своё последнее пристанище Джеймс Кук нашёл именно там и смерть его имела насильственный характер. По мнению знаменитого советского барда Владимира Высоцкого всё случилось достаточно просто :
Но почему аборигены съели Кука?
За что - неясно,- молчит наука.
Мне представляется совсем простая штука:
Хотели кушать - и съели Кука.
Рассмотрим более историческую версию:
В 1778 году Джеймс Кук открыл юго-восточные Гавайские острова. Общение с аборигенами было налажено и последующее пребывание на их территории не предвещало ничего дурного. Однако, 13 февраля 1779 года, с корабля Кука были украдены клещи, боцман бросился в погоню за вором, но не догнал. Всё-таки клещи вернули, но виновного, несмотря на требования экипажа, не выдали. В ночь с 13 на 14 февраля с корабля была осуществлена повторная кража, на этот раз уже бота. Кук отправился к королю аборигенов и пригласил его к себе на корабль для обсуждения произошедшего.
Скорее всего, вопрос был бы мирно урегулирован, и стороны полюбовно разошлись, если бы не появившийся среди местных слух о том, что англичане убили на другом конце острова двух гавайцев. Моментально толпа аборигенов вооружилась подручными средствами и бросилась сопровождать Джеймса Кука, идущего на корабль в сопровождении короля гавайцев Терреобоя.
Дальнейшие события развивались более чем стремительно: один из гавайцев, подкрадывавшийся к Джеймсу с ножом, был остановлен наведённым на него ружьем поручика Кука. После чего мир между туземцами и моряками был нарушен. Кука и его команду стали забрасывать камнями, в ответ раздался ружейный залп. Появилась острая необходимость покинуть берег, однако, шлюпки отошли от корабля только на половину пути. Кук знаком показал, что промедление губительно и морякам, шедшим на помощь необходимо ускориться. Одна из двух шлюпок неверно поняла приказ капитана и развернулась обратно к кораблю за подмогой. Эта оплошность и стоила жизни отважному мореплавателю. Несмотря на то, что одна шлюпка всё-таки успела добраться до берега, когда Кук был ещё жив, места в ней не хватало и для половины, находившихся на берегу матросов. Кипевший на берегу бой только подогревал стремление каждого из моряков оказаться на лодке. Понимая, что в подошедшая посудина никаким образом не вместит всех желающих, Кук не спешил на борт. Первое копьё пропало ему в затылок, следующее пронзило насквозь.
Дальнейшая судьба тела Джеймса Кука неизвестна: съели аборигены его тело или нет, это уже не важно. Главное, что нелепая причина гибели известного путешественника выяснена, а последующие выводы и умозаключения можно смело оставить для поэтов и музыкантов.