Эти небольшие крепкие собаки имеют весьма внушительный вид осуждающего всех и вся аристократа. Но на самом деле они зачастую добрые и очаровательные друзья, обожающие бесконечно возиться и играть с хозяевами. И все-таки эта порода имеет историю самых благородных кровей.
Компаньоны французской нищеты и элиты
Во второй половине XIX века собаки этой новой и редкой породы появились во Франции. Происхождение их весьма туманно, некоторые исследователи считают, что выведены они были все-таки в Великобритании при скрещивании английских и испанских бульдогов. А уже далее, по морю, во Францию их привезли английские швеи, которые отправились на материк в поисках работы. Поскольку мастерицы были нищими, то и селились они в бедных кварталах рядом с такими же ремесленниками и женщинами легкого поведения. Именно эти вездесущие француженки первыми обратили внимание на неприхотливых собак, способных не хуже кошек прогонять из комнат и кухонь надоедливых крыс и мышей. Ну а дальше куртизанки, заманивающие в свои сети молодых аристократов, и английские золотошвейки, которых охотно нанимали французские дворяне, случайно продемонстрировали заказчикам и остальные непревзойденные качества своих собак. Эти бульдоги имели невозмутимый вид, попусту не лаяли, не носились бесцельно, не суетились, как борзые или легавые, и всегда сохраняли хладнокровие. А еще для них очень важен хозяин, для которого они готовы сделать что угодно. Особенно за вкусняшку.
И уже в 1870-х новая порода стала крайне популярной среди представителей французской элиты. Этих собак брали в кареты, в гости, на балы и даже клали с собой в постель.
Модные собаки русской аристократии
Все, что было модным и изысканным в Париже, через некоторое время с ажиотажем воспринималось в Санкт-Петербурге и в Москве. Русские аристократы, постоянно бывая во Франции, стали скупать себе щенков этой породы, чем немало «взвинтили» на них цены. Теперь французский бульдог считался такой же роскошью, как хороший скаковой жеребец. Одним из самых известных обладателей такой собаки был князь Феликс Юсупов. Бежево-палевого кобеля по кличке Клоун он приобрел в Париже еще будучи юношей и стал обучать его всяким трюкам. Клоун умел ездить на пони, изображал, что курит трубку, и даже ходил с хозяином в лес за дичью, причем весьма успешно, хотя французским бульдогам охота совсем не свойственна. В своих «Мемуарах» князь подробно описывал жизнь любимой собаки, которая обладала весьма своенравным характером. Если кто-либо из высокопоставленных гостей дома Юсуповых Клоуну не нравился, он подходил к нему и демонстративно поднимал на дорогие брюки или изысканное платье свою заднюю лапу, а затем, несмотря на крики, невозмутимо удалялся. И хотя «обмоченные» аристократы устраивали скандалы, Клоуну все «сходило с лап». Князь очень любил свою собаку, хотя и не особо заботился о его здоровом питании. Он оставил записи, что на балах часто угощал любимого озорника шоколадом и даже поил шампанским. Не смотря на это Клоун прожил у него восемнадцать лет.
Нескольких французских бульдогов держал Федор Шаляпин. Собака такой же породы по кличке Булька некоторое время была у Владимира Маяковского. Великую княжну Татьяну Романову бульдог Ортино сопровождал до самой смерти. В начале XX века они жили почти в каждой состоятельной семье.
Современные бульдоги
Сегодня «французы» такие же очаровательные озорники, как и сто лет назад. Они спокойно, с видом аристократа, ездят в автомобилях своих хозяев и невозмутимо жуют их домашние тапочки. Если в доме стало грустно и пусто, самое верное средство изменить жизнь — завести французского бульдога. Он согреет сердце даже самому мрачному и холодному, но обязательно любимому хозяину.