Найти тему

Что мне делать, чтобы спастись?

«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:16–17).

Такими словами начинается сегодняшнее апостольское чтение. Первые же строки его вызывают вопрос: с какой целью демон, живущий в прорицательнице, вдруг начинает «помогать» апостолам?

Отец лжи может говорить правду только для того, чтобы вызвать доверие сегодня, а завтра – обмануть. Таков излюбленный его прием, имеющий целью увести человека подальше от истинного Бога. Люди, обращающиеся сегодня за помощью к бабкам, колдунам, экстрасенсам, астрологам, обычно приводят в свою пользу один и тот же аргумент: «это работает». Да, работает, но кто работает? Нет лучшего доказательства бытия злых духов, как эта их «работа». «Работает» сегодня, чтобы погубить завтра; «помогает» в материальном и временном, чтобы лишить жизни духовной и вечной. Поэтому и вещал хитрый дух через бедную служанку: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения», хотя и знал прекрасно, какое «спасение» для него принесли апостолы.

«Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16:18).

Данный эпизод говорит нам о том, что проповедь христианства не нуждается в помощи из сомнительных источников. Истина вполне имеет силу свидетельствовать о себе и защитить себя. Такая неожиданная «реклама слева» не устраивала Павла, ибо в данном случае «святая правда подвергалась осквернению и благие слова исходили из нечистых уст со злым умыслом» [Библ. комментарий М. Генри]. И апостол демонстрирует действие истинного пути спасения, который заключается в сокрушении власти сатаны. Именем Христовым злой дух изгоняется.

«Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять» (Деян. 16:19–21).

Новый оборот событий строится на противопоставлении: они – иудеи, мы – римляне. Тема собственно религии вытесняется национальным вопросом, поставленным ребром. И поднимается этот вопрос не в связи с истинным патриотизмом, но с чисто мирским подтекстом: «исчезла надежда дохода их». Не первый и не последний раз в истории национальный подъем используется в решении денежных вопросов и удовлетворения обычных человеческих страстей и амбиций.

«Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16:22–23).

Опять же совсем обычный случай: под крики «мы – римляне» начинают волноваться людские массы. Быстро находятся жертвы (как правило, невинные) и проливается кровь. Извечная логика бунта и революции…

Но вот появляется новый положительный персонаж. Это темничный сторож – один из многих образов добродетельных язычников, встречающихся в Писании. Живя рядом с Иудеями, язычники иногда превосходили их по чистоте жизни и доброте сердца и уверовали в их Мессию быстрее, чем сами сыны Израиля. Так же и сегодня живут рядом с нами как верующие, так и неверующие люди, и не менее часто бывает, что вчерашний атеист, живущий по-язычески, вдруг обретает глубокую веру и оставляет далеко позади «профессионального» христианина. Последний погружается в пропасть неверия, а у первого вырастают крылья любви к Богу и ближнему. Дивны дела Твоя, Господи! И неисповедимы пути Твои! Все бывает в Церкви. Поэтому и говорит Павел всякому верующему: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11:20).

«Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деян. 16:24–26).

Великое дело – ночная молитва. Особенно если молитва хвалебная. Апостолы «воспевали Бога», говорит святой Лука. Не просили и не умоляли освободить их, но от полноты любящих сердец просто воспевали Творца. Удивительная вера! Удивительная преданность Господу! Вспоминаются слова современного проповедника: «Бог решает наши проблемы тогда, когда мы перестаем думать о них и начинаем думать о Боге» (о. Андрей Ткачев).

«Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:27–31).

«Чем строже заключение, тем славнее чудо!» – говорит Златоуст, толкуя это место. А нынешнее чудо и вправду славное. Если мы вспомним похожее чудо – избавление из темницы Петра, то можем увидеть, что оно было направлено на помощь одному человеку – Петру. А здесь не только апостолы выходят из темницы, но сторож со своей семьей крестится. Там стражей ожидала казнь, а тут – спасение.

Стоит отдельно остановиться на поведении сторожа. Его реакция поразительна. «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» Эта фраза говорит о том, что в жизни сторожа тема спасения души занимала важнейшее место. Очевидно, что он давно размышлял на вечные темы, выходя за рамки общепринятого языческого отношения к религии как к форме умилостивления богов для земного благополучия. Его сердце желало Бога Живого, Истинного, его душа ясно осознавала необходимость в спасении.

Этот случай хорошо иллюстрирует богоустановленную логику спасения. Еще до прихода веры человек должен понять и прочувствовать, что он погибает. Погибает без Того, Кто способен уничтожить грех, Кто наполнит человеческое существование содержанием и смыслом. Правильно обдуманная жизнь должна поставить человека перед острой необходимостью в Искупителе. Человеку нужно увидеть и признать, что он, простите, негодяй. Только на основании этого понимания начинает строиться духовная жизнь. И только тогда – не раньше! – должна прийти вера. Вера в Спасителя грешников и Искупителя негодяев!

Иначе есть опасность переживания веры как атрибута душевного комфорта, как некоторой красивой и приятной части жизни. Можно полюбить церковное пение, запах ладана, красоту богослужения; завязать интересные церковные знакомства, прослушать сотни лекций, проповедей, прочитать гору книг… Но если я не припаду в глубине сердца своего к Богу и не скажу: «Что мне делать, чтобы спастись?» – никакой духовной жизни не будет. Поэтому только после исповедания сторожем своей нищеты духовной апостол Павел произносит самые великие слова на свете: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

Дееписатель продолжает рассказ: «И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян. 16:32–33).

Человек уверовал в Бога. Язычник стал христианином. Пронеслась по небу радость об одном грешнике кающемся…

В этом повествовании о темничном страже каждый христиан может увидеть свою собственную духовную историю. Годами, десятилетиями живет себе человек по стихиям мира сего. Закованная в кандалы неверия истина томится в темнице его сердца. Только иногда, в полночь, т. е. в часы темные, полные скорбей, можно услышать ее голос, который поет о Боге. Но по-настоящему мы просыпаемся только после сильного жизненного землетрясения, открывающего сердечные двери. Это может быть личная трагедия, или какая-либо яркая встреча, или еще что-нибудь, посланное Богом как последнее средство для нашей слепой и бесчувственной души. Иногда только после мощной встряски мы припадаем к истине и говорим: «Что мне делать, чтобы спастись?» И истина отвечает: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

Заканчивается сегодняшнее чтение словами о радости и братской трапезе: «И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян. 16:34).

Это уже о Царствии Божием, о вечной радости со всеми святыми и о Небесной Литургии, где Сам Спаситель будет пить с нами «новое вино» (Мф. 26:29).

Уже хочется замолчать. Когда человек находит Господа и Господь находит человека, слова иссякают. Ибо в сердце поселяется Тот, Кто Сам есть Слово. Как бы хотелось, чтобы и в наше сердце вошел Царь царствующих и Господь господствующих и трапезовал с нами. Будем же и мы, подобно темничному сторожу, ежедневно и ежечасно взывать: Господи! «Что мне делать, чтобы спастись?» И Он не замедлит с ответом…

Сергей Комаров


Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк, подписывайся на канал Воскресенский храм г. Вичуга, чтобы не пропустить интересные статьи о православии в своей ленте Дзен!