Найти в Дзене

Буран - легенда советской космонавтики

Спейс Шаттл был далеко не единственной программой многоразового космического транспорта. В 1973 году Советский Союз инициировал разработку собственной системы многоразового транспорта - проект "Энергия-Буран", ставший одной из самых трагичных историй отечественной космонавтики. Разработка Бурана началась позже, чем у Спейс Шаттла - американские челноки полетели уже в 1981 году, в то время как Буран взлетел только в 1988. Дизайн и общий принцип устройства обоих челноков был схож, но технологический потенциал Бурана был намного выше. В частности, в отличие от американских челноков, Буран мог летать в атмосфере в управляемом режиме, как обычный самолет (Шаттл входил в атмосферу с нерабочими двигателями и не был способен к самостоятельному передвижению). Буран использован мощные реактивные двигатели и при выходе на орбиту, оказывая существенную помощь тяжелому ракетоносителю. Из-за особенностей отечественного проекта "Энергия-Буран" российская космонавтика имела огромное преимущество - ра

Буран строился 8 лет без единого выходного
Буран строился 8 лет без единого выходного

Спейс Шаттл был далеко не единственной программой многоразового космического транспорта. В 1973 году Советский Союз инициировал разработку собственной системы многоразового транспорта - проект "Энергия-Буран", ставший одной из самых трагичных историй отечественной космонавтики.

Макет Бурана испытывался в условиях земной атмосферы перед полноценным полетом
Макет Бурана испытывался в условиях земной атмосферы перед полноценным полетом

Разработка Бурана началась позже, чем у Спейс Шаттла - американские челноки полетели уже в 1981 году, в то время как Буран взлетел только в 1988. Дизайн и общий принцип устройства обоих челноков был схож, но технологический потенциал Бурана был намного выше. В частности, в отличие от американских челноков, Буран мог летать в атмосфере в управляемом режиме, как обычный самолет (Шаттл входил в атмосферу с нерабочими двигателями и не был способен к самостоятельному передвижению). Буран использован мощные реактивные двигатели и при выходе на орбиту, оказывая существенную помощь тяжелому ракетоносителю. Из-за особенностей отечественного проекта "Энергия-Буран" российская космонавтика имела огромное преимущество - ракетоноситель "Энергия" не был ограничен одним лишь запуском челнока, он мог выводить любой полезный груз массой до 100 тонн на близкую орбиту. Еще одна важная особенность Бурана - возможность как ручной, так и автоматической посадки (при этом автоматика корабля была совершенной настолько, что смогла совершить посадку на сверхзвуковой скорости около 30000 км/ч!), а также наличие аварийной системы спасения экипажа при помощи катапультирования.

Буран сделал два витка вокруг Земли во время единственного полета
Буран сделал два витка вокруг Земли во время единственного полета

К сожалению, ни одного полноценного полета Буран так и не совершил. В 1988 году он вышел в космическое пространство в режиме автоматического полета, без экипажа на борту, после чего осуществил блестящее приземление. Однако выдающиеся результаты эксперимента были перечеркнуты начавшимися политическими потрясениями и последующим развалом Советского Союза. Проект "Энергия-Буран" был закрыт в начале 1990-х годов. За время действия программы было изготовлено два рабочих корабля и один полноценный макет для испытаний в атмосфере. Буран, побывавший в космосе, был уничтожен из-за обрушения крыши в монтажном корпусе космодрома "Байконур", макет был продан в один из музеев космонавтики за 10 миллионов долларов. Последний сохранившийся Буран медленно разрушается под крышей монтажного корпуса "Байконура" - легенда советской космонавтики погибла, так и не успев взлететь на полной мощности.

Если вам понравился материал - поддержите канал лайком и подпиской. Вместе нас ждет множество интересных открытий!

-4