Найти тему

О возвращении

"Возвращение" - рассказ Платонова, написанный в 1945 году, был назван идеологами советской литературы «гнуснейшей клеветой» и «обывательской сплетней». Писателя перестали публиковать.

В центре рассказа семья Иванова (изначально рассказ так и назывался – «Семья Ивановых»): Алексей – отец, Люба – мать, двенадцатилетний сын Петруша и пятилетняя дочь Настя. Четыре страшных года семья была разделена: отец воевал, мать с детьми – выживали. И всем было невыносимо тяжело. И вот война закончилась, а семье очень сложно вновь стать единым целым…

За четыре года, прожитых в тоске и холоде одиночества, и муж, и жена накопили свой небольшой личный «багаж», который теперь разделяет их… «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...» - мудро говорит рано повзрослевший сын Ивановых. Но не все после войны смогли преодолеть подобные преграды...

Возвращение – это не только радость Победы и дорога домой. Это еще и возвращение к забытой довоенной жизни, а этот путь дольше, намного дольше, чем путь до родного порога… Об этом не принято было говорить и писать, но не все, пройдя тысячи страшных верст, смогли теперь этот путь осилить, потому что война выжгла само чувство жизни, обессмыслила ее…

Рассказ «Возвращение» был опубликован уже после смерти Платонова, в 1962 году в персональном сборнике рассказов. За последние 50 лет вышло три, казалось бы, схожих, но, на самом деле, совершенно разных экранизации этого произведения.

Первая – в 1968 году. В фильме-спектакле Виктора Рыжакова «Возвращение» главные роли сыграли Юрий Горобец и Лариса Пашкова, а роль сына Петруши – Лия Ахеджакова. Это режиссерское прочтение максимально приближенно к рассказу. С помощью доступных на тот момент телевидению средств режиссер и актеры с минимумом фантазий воссоздают на экране платоновскую драму.

Кадр из фильма "Возвращение", 1968 г.
Кадр из фильма "Возвращение", 1968 г.

В 1982 году режиссер фильма «Горячий снег» Гавриил Егиазаров снял свою версию «Возвращения». Фильм вышел под названием «Домой!», а главные роли в нем сыграли Александр Михайлов и Ирина Купченко. Егиазаров поступает с первоисточником уже более вольно. Действительность в фильме приукрашена (а кое-где так и вообще проглядывают 80-е, а вовсе не 40-е годы), вместо хмурой осени, как в рассказе, на экране цветет победная весна, у героев появляются новые черты и личные качества...

Кадр из фильма "Домой!", 1982 г.
Кадр из фильма "Домой!", 1982 г.

Вышедший в 2007 году фильм Ивана Соловова «Отец» снят по мотивам рассказа. В главных ролях – Алексей Гуськов и Полина Кутепова. В сценарии Ираклия Квирикадзе и Натальи Чепик придумано много сюжетных ответвлений, введены новые персонажи со своими историями, которые даже не упоминаются у Платонова.

Кадр из фильма "Отец", 2007 г.
Кадр из фильма "Отец", 2007 г.

Во всех трех фильмах основная нить повествования и платоновские диалоги сохранены, а мысль о том, что даже самые самостоятельные дети боятся потерять отца, а отец не должен бросать своих детей, как бы ставит точку. А вот технические возможности у съемочной группы последнего фильма уже совершенно иные, чем у авторов двух предыдущих. Но интереснее проследить не то, как менялись возможности отечественного кинематографа. Интереснее по деталям, вариациям сюжета, даже актерской игре в трех экранизациях проследить, как за эти годы трансформировались представления о той войне и о людях, ее переживших.

Журнал для настоящих пап "Батя"