В последнее время главной интересующей меня исторической темой стала деятельность Съездов народных депутатов РСФСР - РФ с 1990 по 1993 год (в короткий период существования этого политического института). И конечно, в этой теме, особое внимание на себя обращает противостояние президента и съезда, происходившего с 1992 года.
Согласно статье 104 Конституции РСФСР - РФ 1978 года ( с всевозможными поправками последних лет её существования) высшим органом государственной власти Российской Федерации являлся Съезд народных депутатов Р.Ф., который был правомочен принять к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации.
В этом положении съезда и был корень всех зол для президента. Но не сразу. Пока Борис Николаевич был председателем Верховного Совета РСФСР (постоянно действующего парламента формируемого Съездом), а также в начале своего президентства, всемогущее положение съезда играло ему на руку для борьбы с центральной властью Советского Союза.
Именно Съезд народных депутатов 12 июня 1990 года объявил о суверенитете РСФСР, затем ввел должность президента на территории РСФСР, обозначил курс на экономические реформы, для осуществления которых V Съезд народных депутатов наделил президента особыми полномочиями, превышающими те что записаны в конституции (президент мог самостоятельно сформировать правительство, его указы, если они сразу не отменялись Верховным Советом, приобретали силу закон и пр.).
Но после распада СССР, когда задача противостояния "центру" была решена, и с началом неудач экономических реформ, всевластие съезда стало восприниматься президентом как серьезный ограничитель его собственной деятельности. Он, собственно говоря, и был серьезнейшим ограничителем, но только не на пути реформ (как это хотел преподнести Ельцин), поскольку сам процесс реформирования российской экономики просто бы не мог быть запущен без одобрения съезда, а на пути безответственной политики президента и его волюнтаристских решений.
Реальный конфликт между президентом и большинством съезда проявился на VII Съезде народных депутатов в конце 1992 года, когда президенту стали предъявляться серьезные претензии за сокрушительные последствия реформ. Ведь особые полномочия, как раз таки и давались президенту на V Съезде для того чтобы тот смог провести реформы без препятствий со стороны Верховного Совета. На том съезде президент взял на себя ответственность за предстоящие реформы. Ведь Борис Ельцин заверил сограждан, что «хуже будет всем в течение примерно полугода». Затем последует «снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а осенью 1992 года — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Но не стабилизации, не улучшений жизни к осени 1992 года не произошло, промышленное производство сокращалось "сильнее чем в первый год войны", а инфляция считалась не в процентах, а в "разах".
Именно VII Съезд пропрезидентские "демократические" СМИ стали называть консервативным пережитком советского строя. А все почему? Потому что президента заставили держать ответ за свои слова, за свои действия. Съезд не утвердил Гайдара на должности премьер-министра (который до этого был и.о. премьера) и вынудил президента искать другую, компромиссную кандидатуру. Также, в своих постановлениях съезд провозглашал корректировку курса реформ (не свертывание, а корректировку) в сторону большей социальной защищенности граждан и поддержи промышленности.
Можно бесконечно объявлять съезд "коммунистическим" или "красно-коричневым", но ирония состоит в том, что президент и подконтрольные ему структуры начали поносить съезд именно с того момента, когда он все таки приступил к выполнению одной из важнейших своих функций по контролю за действиями исполнительной власти, когда съезд стал требовать отчета по провозглашенным президентом обещаниям, когда демократические процедуры реально заработали.
В условиях нарастающей конфронтации VII Съезд не решился на отнятие у президента всех особых полномочий, но видя что ситуация не меняется VIII Съезд народных депутатов (в марте 1993 года) отменяет все неконституционные договоренности и приводит полномочия президента в соответствие с конституцией. Таких "ограничений" президент стерпеть не мог, ведь согласно конституции правительство становилось подотчетно и Верховному Совету, и назначать ряд ключевых министров было можно только с его согласия. И тогда, 20 марта, Борис Николаич осуществляет первую попытку переворота, выступив по телевиденью с новым указом "Об особом порядке управления страной" в котором провозглашался президентский режим управления с ограничением полномочий Съезда и Верховного Совета с их последующим роспуском после принятия новой конституции. Президент уже не в первый раз нарушал конституцию, но этот указ подрывал все основы демократического строя. Конституционный суд России вынес постановление о грубом нарушение президентом конституции РФ, а последующий IX Съезд попытался отрешить президента от должности (при голосование для отрешения его от должности не хватило около 20 голосов депутатов). Не решив противоречий между президентом и законодателем XI Съезд принимает решение о проведении референдума по доверию властям, который также никак не поспособствует разрешению кризиса.
А уже в сентябре-октябре 1993 года, Ельцин, собрав все силы в кулак, окончательно расправится и со Съездом и с Верховным Советом РФ, и незаметно для всех ликвидирует не только реальное разделение властей но и вообще демократический строй, создав новый парламент лишенный серьезных полномочий и находящейся в заложниках у президента, ведь согласно новой конституции президент получил законное право ликвидировать парламент (в случае тройного не принятия кандидатуры премьер-министра или в случае выражения парламентом недоверия правительству).
Ссылка на группу "Мысли О" в вк