СНАЧАЛА О ФИЛЬМЕ.
На экраны страны вышел долгожданный фильм Константина Хабенского "Собибор". Долгожданный мной, потому что я люблю фильмы про войну и жду каждый из них задолго до выхода на экран. Естественно, когда просочилась информация о том, что будет сниматься фильм про концлагерь Собибор, это не прошло мимо моего внимания.
Тема - сильная, но малоизвестная для широкого зрителя. Это у американцев мало героических тем и от безысходности они начинают творческие и финансовые ресурсы Голливуда тратить на съёмки придуманных историй и персонажей. У нас же все наоборот. Десятки и сотни героических и трагических страниц истории ещё ждёт своего кинематографа.
Одной из таких страниц является история восстания еврейских узников в концлагере Собибор под предводительством бывшего красного командира попавшего в плен - Александра Печерского.
Впервые я узнал об этой истории, к своему стыду, не так давно - лет десять назад из документальнооо сборника Арона Шнеера "Плен". И не мудрено, в отличие от Освенцима, Бухенвальда, Дахау, Треблинки и Майданека, Собибор не так сильно поднимался на щит в Советской и даже постсоветской литературе о войне и зверствах фашизма.
А так как, книга Шнеера была написана на основе документов и воспоминаний, хранившихся в Национальном институте памяти жертв нацизма и героев сопротивления «Яд ва-Шем» в Израиле, то большая часть труда посвящена истории плена солдат именно еврейской национальности. Естественно, есть там страницы посвящённые и Собибору и подвигу Александра Печерского.
Фильм Константина Хабенского - не документальный. Но дух времени и атмосферу концлагеря передаёт правдоподобно. Чувствуется, что режиссер полностью погрузился в тему. Больше всего я боялся того, что создатели фильма не смогут осилить ношу, взвалившую на себя. Но нет, смогли, осилили. Спасибо им за это.
Я не собираюсь заниматься спойлерством и пересказывать сюжет, но на некоторых характерных деталях бы остановился. В фильме довольно точно воспроизведены не только уклад лагерников, их взаимоотношения, последовательность событий, время года, но даже само расположение лагеря.
Почему-то в моем мозгу изначально сложилась картина о Собиборе, что это небольшой полевой концентрационный лагерь, сооружённый в чистом поле, наспех огороженный колючей проволокой. Ну имеющий несколько дощатых строений. Таких перевалочных лагерей на оккупированных и сопредельных территориях у немцев было навалом.
На самом же деле лагерь был именно таким, каким он показан в фильме. С тупичком железнодорожного полотна, перроном, капитальными кирпичными строениями, газовыми камерами.
В заблуждение меня ввело, видимо, информация о том, что на момент восстания в лагере находилось до 600 узников. Это, конечно же, очень мало для концлагерей масштабов Дахау или Бухенвальда. Но я упустил из виду, что это был лагерь смерти. Прибывающие сюда узники долго не задерживались. Срок их жизни после прибытия был 3-5 часов. В живых оставляли единиц, а остальных прямо в день прибытия травили в восьми газовых камерах. Всего за полтора года в лагере было умерщвлено 250 тысяч человек. Преимущественно евреев из Польши и других стран Европы.
250 тысяч! Это огромная цифра! Получается, что газовые камеры работали почти ежедневно. Это был один из самых масштабных лагерей смерти времён Второй Мировой Войны. Умерщвление здесь была поставлена на поток. А малоизвестна она, во-первых, потому что сразу после восстания, немцы перебили оставшихся узников и сровняли лагерь с землёй. А во-вторых, так как лагерь был чисто для евреев, у нас о нем не очень-то было принято писать.
Фильм Хабенского пусть и с запозданием восполняет этот пробел в знании истории у советского обывателя. Хорошо, что делает он это качественно. Качественно по всем параметрам.
ИГРА АКТЁРОВ.
Коллектив актёров интернациональный. Я не знаю по какому принципу режиссёр подбирал актёров, но играют они классно. Просто шедеврально! Все знают, что если актёр играет хорошо, то это заслуга актёра, а если он играет плохо, то это прокол режиссёра. Так вот, тут ни одного прокола нет. Я просто захлебывался восторгом от игры актёров. Психологические нюансы, развитие характеров, взаимоотношения и конфликты - все подано всеми актёрами просто великолепно. Несомненно, это, в первую очередь, заслуга режиссёра.
Сюжетная линия выстроена также почти безукоризненно. Положительные герои однозначно вызывают сопереживание, антигерои - ненависть. В то же время режиссёр не забывает придать некоторым из них - обязательный атрибут - отрицательное обаяние. Кое-кто из посмотревших фильм отметил наличие неких штампов (да, они есть), затянутость некоторых сцен (тоже есть), но в действительности они не мешают, а наоборот помогают зрителю погрузится в действительность, созданную ему актёрами и режиссёром.
Особенно мне понравилась игра молодого новосибирского актёра Ивана Злобина, сыгравшего пятнадцатилетнего подростка Шлому. Наивный добрый мальчик с всегда улыбающимися глазами по ходу действия превращается в отрешенного от всех и ставшего равнодушным ко всему (даже по отношению к себе) нескладного человечка. В конце фильма он преображается снова.
Самый добрый мальчик на свете с самой доброй профессией заставляет себя убить немца. И зритель видит, как постоянно улыбающиеся глаза подростка (сначала по-доброму, потом отрешенно) приобретают лихорадочный блеск маньяка.
Шломо понравилось убивать! Убивать из жажды мести, конечно же. Его не воротит от этого, как остальных. Он вошёл во вкус и уже начинает убивать своих палачей вне плана и даже во вред общему плану восстания. Я просто поражаюсь, как Хабенский смог донести до молодого актёра приёмы этих перевоплощений и как тот сумел это ухватить и мастерски воплотить на экране. Просто - браво!
НЕМЦЫ В ЭТОМ ФИЛЬМЕ - ФАШИСТЫ.
Наконец-то, после огромного перерыва, я снова увидел в кино, что в той войне немцы были фашистами. Наши деды воевали не просто с врагом, а с извергами, ублюдками, подонками, садистами, нелюдями!
Уже много лет существует тенденция показывать немцев в фильмах про ту войну или фоновыми манекенами, или вообще не показывать, как это например, сделано в "Дюнкерке". А есть даже фильмы, где они показываются чуть ли не жертвами. Жертвами времени, обстоятельств. Политкорректность...
Фильм Хабенского опускает современного зрителя на землю. Немцы в той войне никак не были жертвами или абстрактными манекенами. Они в одном только Собиборе за полтора года убили 250 тысяч человек! Не врагов, а простых мирных жителей: банкиров, торговцев, ювелиров, музыкантов... А тех, кого оставляли в живых на некоторое время - заставляли жить в атмосфере постоянного ужаса. И это было! Было!
Спасибо Хабенскому, что не постеснялся, не побоялся и вынес все это на экран. Я больше чем уверен, что были те, кто отговаривал его и от некоторых сцен, и от общего посыла картины. Но он не прогнулся и сделал все правильно. Фильм антифашистский и именно таким - оголяющим нутро фашизма - и должен был быть фильм про Собибор.
АТМОСФЕРА УЖАСА И УНИЖЕНИЙ.
Одним из замыслов создателей фильма было воссоздание атмосферы постоянного ужаса, в котором пребывали узники концлагеря. И это им удалось. Удалось по сравнению с другими авторами подобных фильмов. В советских картинах на эту тему атмосферу ужаса затмевает патетика. В зарубежных и современных наших - такая цель тоже не ставится. Акценты делаются на другом.
Но в картинах про плен и про концлагеря, на мой взгляд, одна из задач как раз и должна быть - показать атмосферу безысходности и ужаса узников. Ведь это и было самым главным, самым всеобъемлющим, заполнявшим до самых маленьких дыр все жизненное пространство узников. Разве не так?
Когда я был маленький, в гостях у тёти в деревне Кульчурово Баймакского района мне пришлось столкнутся с известием о том, что в селе живет ветеран войны - бывший узник немецкого концлагеря. "О!",- подумал я,- "Вот бы послушать его рассказы о войне, о его жизни в плену". Интерес к рассказам о войне у меня был с детства, видать. Но меня осадили: - Дедушка никогда не рассказывает ни о войне, ни о плене. Если его начинаешь расспрашивать, он просто плачет.
Сколько раз я потом сталкивался с этим! И через десятки лет, через много десятков лет, пережившие ужас и унижение концлагерей - не рассказывали об этом. Только плакали. Настолько сильно было их потрясение от пережитого. Более-менее понять состояние переживших плен (не ужасы концлагерей, а просто нескольких дней или недель плена) можно, просмотрев видеохронику войн последних лет - чеченскую, на Донбассе, в Сирии. Современная цифровая мобильная аппаратура неплохо передаёт переживания узников, на глазах которых две минуты назад пристрелили или перерезали горло товарищу, а он сам никак не застрахован от подобного же. Все зависит только от прихоти и настроения палача.
А каково было тем, на глазах которых и даже руками которых ежедневно (ЕЖЕДНЕВНО!) убивали сотни их соплеменников, родных, близких? Ни один художественный фильм ещё этих переживаний и ощущений не передал. И фильм Хабенского тоже. Но в "Собиборе", по крайней мере, такая попытка есть. И он довольно близко подошёл к этому. И спасибо ему за это.
СЦЕНЫ УБИЙСТВ В ФИЛЬМЕ - ВЕЛИКОЛЕПНЫ!
Сейчас читатель запустит в меня ботинком за это выражение, но это действительно так: сцены убийств в фильме - великолепны! Узники решают поднять восстание и перебить своих мучителей. Но они морально не готовы к этому. Никто из них никогда никого не убивал! И ещё все усугубляется тем, что за те месяцы, которые они тут живут, немецкие охранники и сотрудники лагеря успели внушить им животный страх перед ними. Не то что убить, а даже лишний раз поминать (не об убийстве, а просто о них) - страшно!
И вот такие люди с деформированной (простите, нормальной) психикой, должны осуществить казнь своих мучителей. Всех - в течение короткого промежутка времени. Это, практически, невозможно. Но они это сделали и поэтому вошли в историю. А Хабенский смог это правдиво воспроизвести.
Убийство состоит из нескольких составляющих: 1. Ожидания совершения убийства тем, кто собрался убить - переживанием того короткого промежутка времени, между моментом, когда схватил орудие убийства и моментом, когда совершил само действие, приведшее к смерти жертвы;
2. Поведение и ощущения жертвы в момент его убийства.
3. Поведение и ощущения убийцы сразу же после совершения акта убийства - его перевоплощения из обычного человека в человека, совершившего убийство.
Все эти составляющие переданы режиссёром в фильме просто великолепно! Натуралистично. Вообще, это один из немногих - очень натуралистичных - фильмов. Переживания героев в моменты совершения актов убийства своих палачей переданы в стиле Мэла Гибсона. Даже он бы не сделал это лучше на этот раз.
Очень искусно обыгран альтернативный фактор в виде того, что герои - евреи. А евреи - мирная нация, неспособная на насильственное действие, даже по отношению к своему мучителю - так показано в фильме. Внутренняя борьба и перелом в мозгах героев переданы выпукло. Я бы сказал - грандиозно.
Человек не умирает легко и быстро. Как, впрочем, любое живое существо. Это только в фильмах показывают: попала пуля в живот и человек падает замертво и не двигается. Ткнули его ножиком в бок - охнул, осел и тоже не двигается.
На самом деле, человек даже с перерезанным горлом ещё очень долго двигается, хрипя и брызгая розовой пузырящейся кровью вокруг. Я уж не говорю о ранениях в корпус. Два удара ножом, три удара, десять ударов - а человек ещё не умирает, и даже пытается встать. Именно поэтому в криминальных хрониках часто мелькают сообщения о десяти-двадцати и более нанесённых ножевых ранениях. Жертвы сразу не умирают и их добивают. Лихорадочно или в экстазе.
В фильме Хабенского сцены убийства - великолепны! Великолепны именно потому что - натуралистичны. Они правдивы.
Простите, если кому-то это неприятно было читать. Мне же неприятно, когда герои фильмов из пистолетов на расстоянии 50-100 метров убивают десятки врагов, которые от одной пули сразу падают замертво и остаются без движения.
Ну и главное - перерождение. Режиссёр очень точно показывает реакцию людей, которые до этого никогда не убивали и вдруг это сделали. Реакция у разных людей разная. Он показывает разную реакцию. И тоже - очень реалистично. Это труд, ребята. Это великий режиссёрский труд - не пойти по проторённой дорожке, не использовать шаблон, оправдывая это тем, что щадит чувства зрителей.
Я не думаю, что Константин Хабенский сам великий мастер по этим делам. Вряд ли он даже в армии служил. Но он изучил, впитал и сумел изобразить. Просто молодчик!
ПОЧЕМУ ВОССТАНИЕ ВОЗГЛАВИЛ ИМЕННО ПЕЧЕРСКИЙ?
Александр Печерский, возглавивший восстание в лагере - реальное лицо. Был призван на войну 22 июня 1941-го года, был аттестован на звание техника-интенданта (лейтенанта) служил писарем в штабе полка. Попадает он в плен осенью 1941-го года. После попытки побега из Минского концлагеря и поимки, на медкомиссии выяснятся, что он еврей. Его и несколько его товарищей отправляют в лагерь смерти Собибор в Польшу.
Как я уже писал выше, средняя продолжительность жизни прибывших узников здесь составляла 3-5 часов. Но Печерского и ещё нескольких физически крепких узников оставляют в живых для выполнения лагерных работ.
Старожилы - цивильные евреи из Польши, Франции и Голландии - сразу подмечают внутреннюю духовитость новеньких. Печерский становится одним из лидеров подпольной организации и руководителем восстания.
И это неудивительно. Подавляющее число восстаний и наиболее дерзкие побеги из немецких лагерей совершались или при руководстве или при участии советских военнопленных. Что это - русский дух, советское воспитание? Я думаю, что и то, и другое. Решимость на сопротивление в условиях, когда почти нет надежды на успех - это больше, чем надежда на обычное русское авось. Это пренебрежительное отношение к возможным последствиям при движении к цели. Вот чем отличается русский человек от других. И никакой загадочности души здесь нет. Это обычная генетика столетиями сформированная определённым образом жизни. При обычной жизни западная или еврейская философия жизни может быть имеет больше преимуществ. Но когда речь идёт о выживании в экстремальных условиях или войне - равных русским нет.
Александр Печерский не имел такого военного и командирского опыта, который на него возлагали. Несколько месяцев отступления в окружении, потом плен, лагеря... И он тоже был евреем. Но он был самым русским из всех евреев в Собиборе. Он один из немногих там мог сказать: - Поймают - убьют? Ну и гори оно все синим пламенем! В мирной жизни такая философия по большей части ущербна. Лучше, трезвый расчёт - выжить сегодня, чтобы достигнуть большего результата завтра. Но в концлагерях зачастую не бывает "завтра".
Кстати, Хабенский, как режиссёр, тоже умышленно делает ударение на то, что не в национальном характере евреев - убивать. И именно поэтому им так трудно было решится на восстание. Определённая правда может в этом и есть. И в фильме эта идея выглядит так правдоподобно и органически.
Хотя даже из истории Второй Мировой войны мы знаем, что не все было так однозначно. Неприспособленность к сопротивлению и вообще к войне евреев - один из многих раздутых мифов истории 20-го века. Этот миф породил и второй миф - якобы, восстание в Собиборе было единственным удачным актом сопротивления в немецком концлагере за всю историю войны. Это, конечно же не так.
МИФЫ О СОБИБОРЕ И ЕВРЕЯХ.
Широко распространённое мнение о том, что восстание в Собиборе было единственным удачным актом сопротивления в немецком концлагере - это заблуждение. История знает немалое количество и более масштабных и более удачных восстаний.
2-го августа 1943-го года 300 евреев поднимают восстание в лагере смерти Треблинка. Перебивают лопатами охрану и вырываются на волю. Около половине из них удаётся выжить.
7-го октября 1944-го года группа узников лагеря Освенцим из 400 человек, узнав, что их завтра отправят в газовые камеры, убивают охранников, взрывают крематорий и сбегают. Многих из них потом ловят. Но будут и те, кто выживет.
Не менее масштабное восстание и побег из того же Освенцима совершила группа советских военнопленных из 60 человек 6 ноября 1942-го года. После вечерней поверки их вывели в рабочую зону искать труп одного из рабочих-французов, который не вернулся с работы. По предварительной договорённости, оказавшись рядом со сторожевой вышкой, они должны были молча накинуться на охрану, опрокинуть вышку и преодолеть заграждение. Но как только поступил сигнал к атаке, русская душа не выдержала и из десятков глоток, не сговариваясь, выдохнулся боевой клич: "Уррааа!" Все понимали, что этим криком они привлекают к себе лишнее внимание охраны лагеря, но ничего собой поделать не могли. Так и вырвались за ограждение. Дойти до своих удалось не многим. Но факт восстания был.
Самым массовым считается восстание в Бухенвальде. Комитет по организации восстания был интернациональным, но костяком и ударной силой тоже являлись советские военнопленные. Восстание закончилось победой узников.
Таким образом, восстание в Собиборе не было единственным и не было единственным удачным в истории Второй Мировой войны.
Ещё одним мифом является, якобы, неспособность евреев организовать сопротивление и вообще неприспособленность к войне. Хабенский тоже придерживается этого мифа и довольно удачно экранизирует его. Конечно же, обывателю легче представить себе еврея-банкира, еврея-музыканта или еврея-ювелира, нежели еврея-воина. Но история знает немало обратных примеров. Те же восстания в Треблинке и зондеркоманды крематория Освенцима были осуществлены евреями. Вспомним, знаменитое восстание Мордехая Анелевича в Варшавском гетто, еврейский партизанский отряд братьев Бельских в Белоруссии.
И вот ещё небольшая статистика. 177 евреев получили звание Героя Советского Союза, что ставит их на 4 место после русских, украинцев и белорусов. Евреи были на 5 месте по численности погибших в Красной армии в годы войны. В годы Великой Отечественной войны в Вооружённых Силах СССР находилась 500−501 тысяча евреев, в том числе 167 тысяч офицеров, более 20 тысяч женщин и 334 тысячи солдат, матросов, сержантов и старшин. Около 200 тысяч евреев-военнослужащих, то есть 40 % от их общего числа, погибли в боях. Такой высокий процент погибших объясняется тем, что 80 % евреев служили в боевых частях.
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА МОИСЕЯ ИЗ СОБИБОРА.
Меня просили написать о дальнейшей судьбе Александра Печерского - этого настоящего Моисея нового времени, выведшего своих соплеменников из фашистского ада. Всего на момент восстания в лагере было около 600 заключённых. 130 из них отказываются участвовать в восстании и покидать лагерь. Все они будут расстреляны охраной лагеря на следующий день. Около 80 человек погибнет в ходе восстания. Около 250 человек будут найдены и убиты в ходе поисковых работ в последующие дни. В поимке беглецов участвуют не только немцы, но и местные жители - поляки. До конца войны доживет лишь около 50 узников.
Вместе с восемью товарищами Печерский добирается до Белорусии и находит там партизанов. До освобождения Белоруссии от немецких захватчиков служит в партизанском отряде им. Щорса подрывником. Вместе с товарищами пускает под откос два немецких эшелона.
После воссоединения партизанского отряда с частями Красной Армии, Александр Печерский будет арестован, как человек побывавший в плену, и отправлен в штурмовой стрелковый батальон. Некоторые считают это разновидностью штрафбата, хотя я до сих пор нигде упоминания про такие разновидности штрафных подразделений не встречал.
Как бы там ни было, в 1944-с году Печерский получает в бою тяжёлое ранение и после госпиталя на фронт уже не возвращается.
После войны Александр с семьёй живет в родном Ростове-На-Дону, откуда и был призван на войну. Судьба у него не сильно будет отличаться от судьбы многих бывших военнопленных. В 1948-м году, в разгар борьбы с космополитами, он теряет работу и до самой смерти Сталина будет безработным.
При жизни он получает лишь одну награду - медаль "За боевые заслуги". Однако, после смерти, в 2016-м году, В. В. Путин по ходатайству жителей родного города Александра награждает его Орденом Мужества. Памятники герою устанавливаются в Ростове-На-Дону и Тель-Авиве.
Кстати, ещё в 1945-м году Александр Печерский напишет книгу о восстании в Собиборе. И вот, наконец, на российские экраны вышел полнометражный фильм-эпопея о том событии.
О ЧЕМ УМОЛЧАЛИ В ФИЛЬМЕ.
1. В фильме упоминается 16 немецких охранников концлагеря. И действительно, внутрилагерная администрация состоит от 16 до 30 немецких военнослужащих. Но внешняя охрана по периметру лагеря осуществлялась охранниками из числа бывших советских военнопленных, перешедших на сторону немцев - русских и преимущественно украинцев.
2. Одной из самых одиозных фигур среди сотрудников лагеря Собибор являлся печально известный нацистский преступник Иван Демьянюк, уроженец Винницкой области Украинской ССР. После войны он скрылся в США, но был найден и опознан уже в наше время. Ему инкриминировалось участие в убийстве не менее 26 тысяч евреев в лагере Собибор с марта по сентябрь 1943 года.
3. Как это ни печально осознавать, участниками восстаний в лагерях смерти становились члены зондеркоманд лагерей. В зондеркоманду входили те, кто сами занимались подготовкой прибывших в лагеря смерти узников к отправке в газовые камеры. Так было в Треблинке, так было в Освенциме, так было и в Собиборе. Немногочисленная (менее 600 человек) команда узников Собибора занималась обслуживанием жизнедеятельности лагеря и помогала подготавливать прибывших в лагерь к умерщвлению в газовых камерах.
3. Самый полюбившийся мне персонаж фильма - молодой парнишка Шломо, которого сыграл Иван Злобин, имеет реальный прототип. Узника звали Шломо Безхлебник. Он был польским евреем. Во время работ за пределами лагеря он со своим напарником убивает конвоира и совершает побег. Случается это за пару месяцев до восстания под руководством Печерского. Таким образом, настоящий Шломо не участвует в восстании.
У МЕНЯ ЕСТЬ ПОЖЕЛАНИЯ К КОНСТАНТИНУ ХАБЕНСКОМУ.
Российский актёр с честью выдержал экзамен на звание режиссёра. Есть темы, к которым некоторых режиссёров нельзя подпускать на пушечный выстрел. Например, я бы не подпускал Фёдора Бондарчука к созданию фильмов о Сталинграде. Хабенского к сложным фильмам о различных эпизодах войны не только можно подпускать, но и нужно заставлять их снимать.
Я бы, например, попросил бы его снять фильм о Бабьем Яре, о еврейском партизанском отряде братьев Бельских, об Аджимушкае, для равновесия - о судьбе немцев, попавших в плен в Сталинграде. А ещё о Кенгирском восстании узников в нашем ГУЛАГе в 1954-м году можно было бы снять эпическую картину.
Почему я хотел бы, чтобы фильмы на эти темы снял именно Хабенский? Я ему верю. Он бы смог не испортить и не опошлить их. И сделать достойные, правдивые, пронзительные картины и про Бабий Яр, и про Аджимушкай, и про Кенгир. Хабенский бы смог...