Принцип удовлетворения
Из практического опыта, мы можем понимать адекватность утверждения из первой главы ДОТУ:
"Всякий разум — индивидуальный или соборный — в иерархии взаимной вложенности структур Мироздания решает прежде всего задачи управления по отношению к иерархически низшим системам и задачи самоуправления в пределах возможностей, предоставленных иерархически высшим объемлющим по отношению к нему управлением."
Т.к. цели неизбежно присутствуют в процессе управления, это означает, что всякий интеллект несёт в себе совокупность тем или иным образом упорядоченных целей - вектор целей. При этом, иерархическая упорядоченность целей воздействует на психику определённым образом. Суть этого воздействия двояка и выражается в том, что цели относимые к высокоприоритетным 1) приносят неудовлетворение - осуществляют давление на психику - если не достигаются, 2) приносят удовлетворение в случае их достижения.
Величина неудовлетворения и удовлетворения прямо пропорциональны приоритетности цели. Чем меньший приоритет цели - тем меньшее давление при недостижимости цели, но и меньшее же удовлетворение при её достижении.
Таким образом, удовлетворение и неудовлетворение по отношению к конкретной цели являются двумя сторонами одной медали и включаются в Вектор состояния системы за счёт смещения друг друга.
При этом неудовлетворения как такового не существует, существует удовлетворение, а не удовлетворением называется отсутствие удовлетворения.
Другими словами, если взять известную аналогию про кнут и пряник, то кнута как такового во Вселенной не существует, существует только пряник. А отсутствие пряника воспринимается как кнут.
И в этом суть принципа удовлетворения - принципа побуждающего тот или иной разум достигать определённых целей, пытаясь избежать кнута и стремясь к прянику.
Аналогичные взаимообратные явления не редки в нашей Вселенной. Например, холод и тепло. Не существует холода как такового, он лишь отсутствие тепла. Так же свет и тьма - тьма это отсутствие света.
Страдание и счастье - это кнут и пряник под воздействием которых психика личности приходит в движение. Хотя при этом кнута как такового не существует, а существует только пряник, а кнутом называется отсутствие пряника, но всё же можно сказать, что в ощущениях личности, движение всегда идёт в стремлении удалиться от кнута и приблизиться к прянику. Всё что делает личность, она делает для получения счастья и для ухода от страданий.
Счастье личность получает при достижении целей прописанных в её бессознательных областях психики на первом приоритете. (в угловых скобках наши поясняющие вставки) (“Законы Ману”, гл. 2) :
“2. Желание не похвально, но в этом мире нет отсутствия желания (...). 3. Желание имеет корень в представлении о выгоде <в виде получения счастья>, жертвоприношение имеет происхождение в представлении о выгоде <в виде получения счастья>, обеты и дхарма, предписывающая воздержание, — все считаются родившимися от представления о выгоде <в виде получения счастья>. 4. В этом мире никогда не увидишь что-либо, сделанное при отсутствии желания награды; ведь все, что человек делает, исполнено из желания <стремления к счастью>.”
Всякая личность самоуправляется и управляется Свыше по безсознательно организованному принципу удовлетворения.
Принцип удовлетворения - это принцип согласно которому психическое действие (движение) осуществляется безсознательным от состояния S1 к состоянию S2 только при наличии разности потенциалов между КС1 и КС2, где КС2 ⋝ КС1 (КС2 больше либо равно КС1). КС1 и КС2 это количество удовлетворения/счастья/радости/света/и т.д. от состояния S1 и S2 соответственно.
На вопрос о том, откуда же берётся удовлетворение, что является его источником, корневой ответ один - ИНВОУ/Создатель/Бог/Творец/Изначальный/Аллах/И пр. обозначения Надмирной реальности - Иерархически Наивысшего Всеобъемлющего Управленца.
Таким образом, ИНВОУ давая удовлетворение за достижение цели стимулирует пряником к определённому движению, и наоборот, ограничивая дозу удовлетворения - стимулирует кнутом, так же к определённому движению. В руках ИНВОУ и удовлетворённость и неудовлетворённость созданных им творений.
Случай когда возможно движение вопреки удовлетворению связан с тем, что у личностей обладающих душой (в частности людей) благодаря наличию этой самой души имеется свободная воля - способность к независимому от безсознательного целеполагания из области сознания. Такая способность помимо самоуправления через принцип удовлетворения позволяет использовать ещё один механизм самоуправления - принцип целесообразности.
Самоуправление по принципу целесообразности - это самоуправление в котором сознательное психическое действие (движение) осуществляется от состояния S1 к состоянию S2 при наличии целесообразности такого движения, в частности в силу его адекватности Промыслу и выражающих его Совести, знанию, опыту и пр. Это происходит даже при наличии разности потенциалов между КС1 и КС2, где КС1 ⋝ КС2 (КС1 больше либо равно КС2). КС1 и КС2 это количество удовлетворения/счастья/радости/света/и т.д. от состояния S1 и S2 соответственно. Таким образом личность способна действовать адекватно Промыслу вопреки принципу удовлетворения возможно побуждающему к антипромыслительным действиям (деградировать частенько бывает приятно, а вот сопротивляться деградации - довольно тяжко).
О принципе удовлетворения в каббале
Среди литературы распространяемой МАКом имеется особо выделяемый труд Бааль Сулама под названием "Шамати (Услышанное)". Данный труд, согласно одной из оценок на сайте МАК, относят к одной из вершин каббалистической мудрости и определяют, как важнейшую книгу в мире.
В "Шамати" в статье 19. Почему Творец ненавидит тела... читаем:
"Творец может дать свет и изобилие – поскольку есть у Него свет! Но не в Его власти тьма и неудовлетворенность ощущаемая человеком."
Свет в каббале это обозначение одним из эквивалентов которого является удовлетворение. Таким образом речь в отрывке идёт о том, что ИНВОУ способен дать удовлетворение, но не способен дать неудовлетворение - тьму. Если соотносить смысл данной цитаты с написанным в начале нашего повествования здесь, очевидно, что в цитируемом фрагменте не учтено базовое управление Творца творениями через дозирование света - элементарное перетекание удовлетворения в неудовлетворение и наоборот. В приведённом отрывке нет понимания, что во власти Творца, как свет/изобилие/удовлетворение, так и тьма/страдание/неудовлетворённость.
В другом каббалистическом труде М. Лайтмана "Постижение высших миров" читаем более адекватное утверждение:
Вознаграждением называется наслаждение, а наказанием – страдание.
Каббалист (...) ощущает наслаждение от возможности получать свет веры или наказание от его отсутствия.
(...)
Как уже говорилось (...) духовный свет – это наслаждение (...) его отсутствие – страдание. (...) Чем большим светом наполнит Творец человека, а затем «заберёт», тем с большей силой возжелает этого света человек.
Как можно видеть, данные выдержки демонстрируют адекватное понимание роли Творца и его полномочий в управлении творениями через дозирование света и тьмы - пряника и кнута.
__
Опубликовано 13.05.2018
Последние изменения 15.05.2018