В век развития информационных технологий мошенники тоже развиваются и находят новые способы отъёма чужих денег. Как не попасться на их уловки и защитить свои деньги? Давайте рассмотрим самые популярные способы воровства ваших денег и научимся от них защищаться.
Мошенничество с помощью мобильного телефона
1. Просьба о помощи
Вам звонят или пишут с незнакомого номера, представляются вашими знакомыми или родными и просят срочно перевести деньги на указанный номер. Причины называют уважительные: попал в беду, украли деньги и т.п. Иногда вас называют по имени – что не удивительно, если ваш номер находится в открытом доступе. Не торопитесь переводить деньги. Сначала позвоните своему родственнику или другу, от имени которого пришло СМС.
2. Ура, вы выиграли!
Вам приходит сообщение: вы выиграли подписку на новую онлайн-игру, сервис, получили значительную скидку, денежный приз и т.п. Чтобы получить подарок, нужно отправить код на короткий номер. Будьте осторожны – за отправку СМС спишут деньги.
3. Ваша карта заблокирована
На телефон приходит сообщение: «Ваша карта заблокирована». Для разблокировки карты предлагается позвонить по номеру, указанному в СМС. Помните: банки не рассылают смс-сообщения с незнакомых вам мобильных номеров. У каждого банка есть свои официальные номера, которые указаны на сайте. Если вы получили сообщение с незнакомого номера о блокировке банковской карты, не отвечайте на него.
4. Ошибочный платеж.
Вы получаете СМС о пополнении баланса на определенную сумму. Через некоторое время вам пишет или звонит человек, говорит, что произошла ошибка и просит вернуть деньги на такой-то номер. Чаще всего смс-сообщение о поступлении средств – фальшивка.
Хотя есть и более совершенная схема. Деньги вам действительно переводят. А потом перезванивают и просят вернуть. Вы, как порядочный человек, деньги возвращаете. А мошенник после этого идет в офис мобильного оператора и пишет заявление на возврат ошибочного платежа, и оператор снимает деньги с вашего счета.
Как защитить себя от мобильных мошенников?
1. Не оставляйте телефон без присмотра в общественных местах.
2. Установите пароль для разблокировки и доступа к данным на телефоне.
3. Не открывайте ссылки и не скачивайте файлы, пришедшие от неизвестных вам абонентов.
4. Игнорируйте любые сообщения с просьбой перезвонить, положить деньги, помочь, отравить деньги или данные для получения приза, которые пришли с незнакомых номеров. Если смс пришло с номера, который есть в адресной книге телефона, перезвоните и проясните ситуацию – действительно ли человеку нужна помощь, или же его телефон был взломан.
5. Будьте осторожны при отправке смс на короткие номера. Часто за это списывают деньги. Поэтому перед отправкой уточните у своего оператора тарифы на эту операцию.
6. Не сообщайте по звонку свои персональные данные (ФИО, дату рождения, адрес проживания, номер карты и т.п.), кем бы ни представлялся ваш собеседник – сотрудником банка, полиции, мобильного оператора. Попросите звонящего представиться, узнайте его ФИО, должность, организацию, в которой он работает, номер телефона компании, по какому вопросу он звонит. Мошенники после таких вопросов сразу бросают трубку. У каждого банка на сайте есть официальные номера телефонов для работы с клиентами.
7. Запретите замену своей SIM-карты по доверенности.
8. Пользуясь банковскими услугами с помощью мобильного телефона, будьте начеку!
Никому не сообщайте пароли и коды подтверждения банковских операций. Помните, что сотрудники банка никогда не просят сообщить им пароли и коды CVV/CVC.
Интернет-мошенничество
1. Фишинг.
Цель фишинга – получение доступа к персональным данным пользователя (паролям и логинам для определенного сайта, платежным аккаунтам) для их последующего незаконного использования. Для этого мошенники создают фишинговый сайт, почти клон сайта-оригинала: совпадают цвета, логотип, шрифт. А адрес веб-страницы отличается от оригинала всего одним незначительным символом (например, paypay1.com вместо paypayl.com).
Чаще всего с фальшивого сайта происходит массовая рассылка писем от имени настоящего сайта. Задача – заманить пользователей на фиктивный сайт и получить доступ к их персональным данным, которые пользователи вводят на лже-сайте сами, не подозревая об обмане.
В целях безопасности не открывайте сайты платежных систем и банков по ссылкам в письмах, особенно тех, которые получены с неизвестных адресов. Обязательно проверяйте, какой адрес сайта указан в браузере.
2. Покупки в интернет-магазинах.
Покупки в интернет-магазинах очень популярны.
И, покупая товары на различных интернет-площадках, можно встретить злоумышленников и остаться без денег и без товара.
Правила безопасных покупок в интернете
1. Чтобы не потерять свои деньги, совершайте покупки в проверенных интернет-магазинах.
Как проверить интернет-магазин?
· Изучите интернет-магазин, почитайте отзывы о нем. Отдавайте предпочтение отзывам из независимых источников.
· Посмотрите контакты, позвоните по телефону.
· Проверьте адрес по гугл-картам.
· Если интернет-магазин зарегистрирован на российское юрлицо, то по ИНН на сайте ФНС можно бесплатно получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
· Проверьте дату создания сайта по ссылке http://www.tcinet.ru/whois/.
Мошенники часто создают страницы-однодневки, которые быстро закрывают.
· При совершении оплаты в интернет-магазине, убедитесь, что в адресном окне есть знак «замочек», подтверждающий безопасность соединения, и адрес сайта начинается с https. Если этого нет, оплата небезопасна.
2. Для оплаты покупок через Интернет заведите отдельную виртуальную карту и установите суточные лимиты для совершения покупок.
3. Для продажи старых вещей через интернет-площадки используйте номер телефона, не привязанный к мобильному банку. Для таких целей лучше вообще иметь отдельный номер телефона.
4. Никогда и никому не сообщайте ваши пароли. Вводить пароли нужно только на сайтах банков, платежных систем, страницах социальных сетей и т.д. Придумывайте сложные пароли, не используйте простые комбинации цифр, свою фамилию, даты рождения, имена детей и т.п.
Используйте разные пароли для захода на разные интернет-ресурсы.
5. Установите на компьютер и телефон лицензионную антивирусную программу.
6. При выходе в интернет через публичные сети, не совершайте онлайн-покупки и не заходите на сайты под своим логином и паролем. Не входите в интернет-банк с чужих компьютеров. Если избежать этого не удалось, всегда выходите из личного кабинета и чистите кэш.
Скимминг
Скимминг (от англ. skimming) – кража данных карты при помощи специального считывающего устройства – скиммера. Мошенники копируют всю информацию с магнитной полосы карты (номер карты, срок ее действия, фамилию и имя владельца, CVV- и CVC-код). ПИН-код узнают с помощью мини-камеры или накладок на клавиатуру, которые устанавливают на банкоматы. Похитить данные вашей карты могут не только в банкомате, но и при покупках в торговых точках. Для этого используют переносные скиммеры или устройства, прикрепленные к терминалу.
Имея на руках всю информацию о вашей карте, злоумышленники изготавливают дубликат банковской карты – и плакали ваши деньги! Их просто снимают со счета.
Правила безопасного использования банковских карт.
1. Никому не сообщайте ПИН-код и номер вашей карты. Храните карту и ПИН-код раздельно.
2. Не записывайте ПИН-код на саму карту или лист бумаги, который носите в кошельке.
3. Никому не позволяйте пользоваться вашей пластиковой картой.
4. При вводе ПИН-кода прикрывайте клавиатуру, чтобы комбинация цифр ПИН-кода не была видна с камеры.
5. Закажите себе карту с чипом и магнитной полосой. Такая карта лучше защищена от считывания и подделки путём скимминга.
6. В любой непонятной ситуации сразу звоните в свой банк по телефону, указанному на вашей карте, и уточняйте информацию.
7. При утере или хищении карты, срочно звоните в банк и блокируйте карту.
8. Подключите услугу СМС-информирования. С ней вы будете в курсе всех операций, совершаемых по вашему счету и карте.
9. Установите лимит выдачи средств в сутки и за одну операцию. Так мошенники не смогут снять деньги сверх установленного лимита.
10. Пользуйтесь банкоматами, установленными в безопасных местах (в госучреждениях, отделениях банков, гостиницах, торговых комплексах и т. д.), оборудованных системой видеонаблюдения, охраной.
11. Перед использованием банкомата внимательно осмотрите клавиатуру и картоприемник. Если при этом вы обнаружили посторонние устройства, или банкомат находится в режиме ожидания, перезагружается – не пользуйтесь им. Сообщите об этих фактах в банк по номеру телефона, который указан на банкомате.
12. В магазинах, кафе, ресторанах продавцы и кассиры должны списывать деньги с карты в вашем присутствии. Не позволяйте официанту или продавцу уносить карту из зоны вашей видимости.
Будьте всегда внимательны и помните об этих простых правилах.
Это поможет вам защитить деньги и оставить мошенников без улова.
Автор: Наталья Колбасина, подруга проекта «Финансовое здоровье», независимый финансовый консультант.