Сергей Юльевич Витте - один из немногих людей в русской истории, кто смог оставить след сразу в нескольких сферах жизни государства: от экономики до внешней политики. А его жизнь - это пример фантастической карьеры, в ходе которой Витте смог подняться до вершин власти. Правда, таким же головокружительным было и его падение с олимпа. Сегодня мы расскажем об одном из самых выдающихся деятелей рубежа 19-20 веков.
Витте родился в Тифлисе (Тбилиси) в 1849 году в дворянской чиновничьей семье. Его род происходил из Голландии, откуда его предки когда-то переселились в Прибалтику. В Тифлис же семью Витте занесло по службе: отец Сергея Юлий Федорович служил в Кавказском наместничестве. Мальчик получил домашнее образование и, окончив экстерном гимназию, в 1866 году поступил на физико-математический факультет университета в Одессе. Здесь открылись его способности к точным наукам, и Сергею прочили профессорское будущее, что, однако, считалось недостойным дворянина, поэтому Витте, как и было положено, поступил на государственную службу в губернское управление.
В эти годы в России царил настоящий железнодорожный бум. Строились новые железные дороги на самых разных направлениях, которыми нужно было кому-то управлять, поэтому министерство путей сообщения старалось привлечь как можно больше молодежи в ряды железнодорожников. Такая участь настигла и Витте: в 1870 году он по знакомству попал в управление Одесской железной дороги. Для того, чтобы лучше ознакомиться с железнодорожным делом, Сергей Юльевич за полгода смог пройти стажировку на разных должностях: "Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролёра и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение". Правда, в 1875 году его карьера чуть было не оборвалась из-за крушения пассажирского поезда под Одессой, одним из ответственных за которое был Витте. Но он смог восстановить свой авторитет, отлично показав себя на поставках вооружений во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. Все это привело к тому, что в 1877 году Витте уже был начальником эксплуатации дороги, в 1880 году он занял такой же пост в управлении Юго-Западными железными дорогами, а с 1886 года стал управляющим этими дорогами, где смог добиться прибыльности и эффективности этих дорог.
Новый крутой поворот в его жизни произошел в 1888 году, после того самого крушения императорского поезда, о котором мы рассказывали в одной из предыдущих публикаций. Через два года после этого инцидента Витте получил должность директора департамента железных дорог при министерстве финансов. Правда, переход на госслужбу был для него убыточным: в коммерческой компании, управлявшей Юго-Западными дорогами, он получал 40 000 рублей в год, а вот на должности директора департамента его жалование составляло всего 8 000 рублей в год. Поэтому Александр III, сам попросивший Витте перейти в министерство, доплачивал ему 8 000 рублей из своих средств. С февраля по август 1892 года он занимал должность министра путей сообщения.
В августе 1892 года его ждало новое назначение - министром финансов. И здесь он смог показать себя как действительно эффективный менеджер. Благодаря ему экономика Российской империи, постоянно находившаяся до этого в кризисе, смогла не просто вырасти, но выйти на мировой уровень. Чем же Витте добился таких результатов? Прежде всего, он поставил для себя только одну задачу: найти деньги для бюджета и промышленности. Сначала были получены большие займы у западных держав, благодаря которым российское производство выросло и начало приносить доход в казну. Затем была введена монополия государства на продажу алкоголя, благодаря которой доходы бюджета выросли в несколько раз (пили в России, как всегда, немало, но все деньги от алкоголя теперь уходили только государству). Кроме того, были увеличены некоторые налоги, но одновременно стал лучше таможенный тариф, благодаря которому стало поощряться производство российской продукции (этакое импортозамещение 19 века). Все это в считанные годы сделало российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов и в 1897 году укрепило русский рубль золотом, т.е. сделало его одной из самых крепких международных валют.
Если говорить о взаимоотношениях Витте с монархией, то он был ее сторонником почти всю жизнь. Воспитанный в чисто монархической среде, после убийства Александра II Сергей Юльевич даже вступил в "Священную дружину" - организацию, которая целью поставила защиту самодержавия. Кроме того, он с безграничным уважением относился лично к царю Александру III, который отвечал взаимностью своему верному министру. Любила Витте и Мария Федоровна, супруга императора, а вот их сын, Николай II, Сергея Юльевича недолюбливал и считал интриганом. Правда, таковым Витте и был: он, живший в чиновничьей среде Российской империи, работал и действовал по ее правилам, подсиживая, критикуя и борясь за власть.
В 1902 году Витте был уволен с поста министра финансов и назначен на должность председателя кабинета министров, которая в стране абсолютной монархии была пенсионной и ничего не значащей. Но вскоре его способности и опыт вновь понадобились. Еще в конце 19 века Сергей Юльевич ратовал за наше проникновение в Китай и сам продвигал там интересы России, из-за чего в 1904 году разразилась русско-японская война (Япония тоже боролась за Китай). В следующем году стало понятно, что войну, в которой Российская империя проигрывала, пора кончать. На переговоры в США был отправлен Витте. В Портсмуте он добился весьма легких условий мирного договора: по итогам войны Российская империя признавала Корею сферой японского влияния, Маньчжурию - открытой для всех стран, а еще лишалась половины Сахалина. За эти переговоры император пожаловал Сергею Юльевичу титул графа. Правда, вскоре злые языки прозвали Витте "графом Полусахалинским".
В это же время в России полным ходом шла Первая русская революция. Общественность, в том числе и Витте, к этому моменту осознала, что империи необходимы реформы. Сергей Юльевич осенью 1905 года почти каждый день встречался с Николаем II и уговорил-таки его издать написанный графом Манифест о создании Государственной Думы и даровании избирательных прав гражданам. В апреле 1906 года Витте был отправлен в отставку.
Всю оставшуюся жизнь граф занимался написанием трехтомных воспоминаний, которые были изданы только в 20-е годы. Сам Сергей Витте скончался в феврале 1915 года. На его кончину император отреагировал так: "Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий". Заслуги этого деятеля не были признаны при жизни, а самого графа многие не любили. Но история по прошествии столетия уже начала расставлять акценты и воздавать должное великому деятелю, который вывел экономику нашей страны на высокий уровень и сделал ее одной из развитых держав своего времени.