Наконец-то я сформулировала, почему у меня не сложилось с феминитивами. Если у вас похожая проблема неприятия феминитивов, следуйте за мной.
Я сейчас признаюсь в страшном: при всей моей тяге к равноправию полов, меня раздражают феминитивы. Все эти авторки и модераторки для меня смотрятся гротескно и даже унизительно. Но я никак не могла понять, почему. Наверное, я консервативная сексистская свинья — думала я наедине сама с собой, но упорно именовала себя автором.
Поскольку я не хочу ассоциировать себя со старомодной шовисвиньёй, я выписала плюсы и минусы использования феминитивов. И все они оказались связаны с профессиональной сферой.
Ожидания и Реальность
+ Феминитивы нужны в профессии, для того, чтобы женщина могла закрепить своё место в языке.
- Феминитивы не нужны в профессии, если только она не связана с половыми органами. Профессиональная сфера должна быть беспола. Врач лечит людей, редактор выпускает журнал. Мне всё равно, какие бирюльки там в паху, важна работа.
+ Язык следует за изменениями в обществе, новые времена — новые слова.
Если мы хотим равноправия, оно должно быть во всём.
- Феминитивы звучат как уменьшительные версии обычных слов. Инженерка, пилотесса, модераторка. Где здесь равноправие?
+ Феминитивы уже используются. Учительница, крановщица, мастерица.
- Эти феминитивы не столько о профессионализме, сколько о «женственности», «мягкости», «вторичности».
Получается, что феминитивы снижают доверие к профессии. Докторка, врачесса, докторесса, докторица? Мне не до ваших писек, позовите, пожалуйста, врача. Феминитивы не спасают от сексизма в профессии, а подкрепляют гендерные стереотипы. Для того, чтобы быть профессионалом, обычно не нужно размахивать гениталиями. Феминитивы логически оправданы в тех профессиях, которые, например, вредят репродуктивному здоровью женщины и не вредят репродуктивному здоровью мужчины. С женщины-шахтёрки в этом случае спрос меньше. Почему? Потому что в женском организме есть функция выращивания новых людей. И было бы правильным эту функцию сохранять, даже если ей не пользоваться: ведь рожать — такое же право женщины, как и не рожать. В других случаях акцент на гениталии не нужен.
А ещё феминитивы звучат унизительно потому, что они дискредитируют женщину и с лингвистической точки зрения. Я говорю о текущих формах феминитивов. Авторка — это производное от автора, докторесса — от доктора, редакторка — от редактора. В любом феминитиве основой выступает слово мужского рода, а на конце болтается «уменьшительная» приставка. Как бы мы ни пыжились сравнять права полов, а женщина получается подчеловеком — привет, Ева из ребра! А то, что борцухи за равноправие выпячивают это лингвистическое неравенство, автоматом придаёт движению феминизма в глазах общества комический оттенок. Чувствуете презрение в слове «борцухи»? А я его не закладывала. Поставь я «борицы», было бы не менее иронично. Так общество интуитивно считывает унизительное значение феминитива.
Радикальным феминисткам нужны феминитивы не для обретения равноправия с мужчинами, а как способ отгородиться от мужчин. Поскольку радикальный феминизм — это не про равноправие, для его последовательниц женские формы слов принимают саркальное значение и сверху авторки привешивают нимб. Но если уж топить за феминитивы, то было бы неплохо изобрести автономный феминитив, который использует тот же корень, но собственное женское окончание. Автра, редартра, доктра, бора, модератра, мастра. Мне эти формы видятся хоть и кривыми, но сильными. В них есть то самое лингвистическое и смысловое равноправие при разнообразии полов.
А меня устраивает автор в его бесполом значении. Впрочем, права называться авторкой или докторессой я ни у кого не отнимаю. Называйте себя хоть вепрем диким и щетинистым — это не моё собачье дело. Я директор в своём лунапарке.
А какие у вас отношения с феминитивами?
Заходите обсудить ситуацию в музей гендерных стереотипов Мадам Пю.