Найти тему
heavy metal reviews

1968 - Deep Purple - Shades of Deep Purple

Оглавление

"Оттенки Deep Purple" - дебютный альбом великой группы, яркий, непосредственный и мелодичный. В марте 1968 года группа Deep Purple собралась в своём первом составе, именуемом Mark I (последующие составы также именуются поклонниками группы Mark N, где N - порядковый номер), два месяца группа активно репетировала, а в мае 1968 года, сменив название с Roundabout на Deep Purple, записала альбом в течение трёх дней (с 11 по 13 мая). На альбоме представлены четыре оригинальные композиции и четыре обработки известных хитов того времени. Музыкальная стилистика альбома представляет собой смесь прогрессивного рока с хард-роком со значительным преобладанием клавишных, которые играют ведущую роль, в обрамлении порой достаточно жёстких гитарных риффов. Одной из ярких особенностей альбома является большое количество стилизованных под восточную мелодику фрагментов в оригинальных композициях группы.

Первый состав группы, записавший альбом, был таким - вокалист Род Эванс, обладающий сильным, глубоким и чистым голосом и мягкой, напевной манерой пения, отлично подходящей для музыкального материала альбома; гитарист Ричи Блэкмор, талантливый композитор и техничный исполнитель, ответственный за музыкальный материал, гитарные риффы, соло и импровизации на альбоме; басист Ник Симпер, чьи уверенные партии создали крепкую ритм-основу для альбома; бессменный ударник Deep Purple Ян Пэйс, единственный ныне участник оригинального состава, музыкант высочайшего уровня; и последний в списке, но не по значимости - клавишник-виртуоз, органист Джон Лорд, чьи партии являются основой всего альбома, придают ему неповторимую атмосферу, он же является автором почти всего оригинального материала на альбоме, поскольку на тот момент только он в группе обладал опытом профессионального сочинения музыкальных композиций.

Слева направо: Род Эванс (вокал), Джон Лорд (клавишные), Ричи Блэкмор (гитара), Ник Симпер (бас), Ян Пэйс (ударные)
Слева направо: Род Эванс (вокал), Джон Лорд (клавишные), Ричи Блэкмор (гитара), Ник Симпер (бас), Ян Пэйс (ударные)

Альбом, несмотря на разделение на две половины по авторству песен, воспринимается цельным, завершённым произведением. Все песни обладают хард-роковым драйвом, прогрессивной сложностью партий и сменами темпа и настроения, каждая композиция продуманы и выверена и в то же время группа не обошлась без импровизаций, которые органично вплетены в в структуру песен.

Собственные песни Deep Purple на альбоме

Оригинальный материал представлен с начала альбома - первой идёт достаточно жёсткая и ритмичная инструментальная композиция "And the Address", где преобладает гитара Блэкмора, а клавишные инструменты Лорда подчеркивают ритм и ведут великолепное соло. Вторая собственная песня - "One More Rainy Day" - спокойная, распевная композиция, записанная последней, авторства Эванса и Лорда, на которой Род Эванс в полной мере раскрывает свои вокальные способности. Третьим номером является размеренная, вальяжная композиция "Mandrake Root", с восхитительными соло-партиями Лорда и Блэкмора с восточными мотивами. Четвёртый номер - энергичная песня "Love Help Me", лёгкая, позитивная и расслабляющая.

Кавер-версии и обработки на альбоме

Первая из кавер-версий альбома - "Hush" (авторства Джо Саута, первый исполнитель - Билли Джо Ройал, 1967 год), заводная, мелодичная поп-роковая песня стала первым хитом Deep Purple. Вторая - "I'm So Glad", блюзовый номер авторства Скипа Джеймса, в аранжировке Deep Purple обретший инструментальное вступление "Prelude: Happiness", состоящее из выдержек из симфонической сюиты Римского-Корсакова "Шехеразада". Основу композиции составляет строго заданный ритм, более спокойные куплеты перемежаются с энергичными гитарными соло Блэкмора и выдержками из упомянутой симфонии. Третья кавер-версия - "Help!", авторства Леннона - МакКартни (The Beatles), в аранжировке Deep Purple ставшая более медленной и драматичной, обретшая иное прочтение и атмосферное звучание. Четвёртый номер - обработка "Hey Joe", песни сочинения Билли Робертса, чьё авторство оспаривается многими музыкантами. Спокойный, неспешный номер, во вступление и заключительную часть музыканты Deep Purple включили фрагмент классического произведения "Танец мельника", сюита номер 2, часть 2 из балета "Треуголка" авторства Мануэля де Фалья на ритмической основе произведения "Болеро" авторства Мориса Равеля.

Альбом является важным этапом для Deep Purple, первым опытом записи музыкального материала высокого класса, с использованием классической музыки и импровизации. Результат впечатляет - альбом является замечательным сплавом хард-рока со сложным, прогрессивным материалом, собственные музыкальные композиции отлично и гармонично сочетаются с обработками сторонних композиторов, звучание и сыгранность музыкантов находится на прекрасном уровне, заложены основы для дальнейшего развития - гармоничное сочетание клавишных партий с гитарными риффами и соло, импровизационность в рамках заданного ритма, выразительные вокальные партии и драйвовая ритм-секция.

5 ♪♪♪♪♪

Мой канал Heavy Metal Reviews.

-2