Пост немного запоздал но все же. Каждое 9 мая вся наша страна отмечает Великий день, без лишнего пафоса. Однако из такого праздника превратили событие на котором наживается целая плеяда различных дельцов от торгашей наклейками и ленточками, до тошнотворных певцов перепевающих советские песни.
Но не только в них дело, посмотрите на своих ближних - повязывают ленточки на сумки и антенны, постят в соцсетях полную ахинею в виде гомосексуальных картинок "Можем повторить", что повторить? 27 миллионов жизней? На праздник каждый пытается выпить, а иногда такие гуляния переходят все границы. Далеко за примером ходить не надо, яркий случай произошел в Костроме где командиры ВДВ напились на праздник и устроили дебош приказывая стрелять в полицию. А уж про поведение наших туристов на турецких берегах на 9 мая и говорить не стоит. Можно конечно все списать на обыденную пьянку, так бы оно и было но прикрывать желание нажраться святым праздником это слишком низко.
Разумеется большая часть населения отмечает 9 мая совершенно спокойно - дома или же на площади города пройтись с Бессмертным полком. Но чем меньше поселение тем и меньше пафоса проводимых мероприятий. В моем детстве у скромного обелиска собирались ветераны, пожилые деды в потертых костюмах, почти все с тростями. Они усаживались на скамьи и на небольшой поляне происходил небольшой концерт - несколько стихов и песен. Никогда не забуду как бабки утирали слезы платочками под песню Хотят ли русские войны или когда слушали Журавли. После концерта в школе было чаепитие для ветеранов, именно чаепитие без всякой водки. Хотя в подарочные пакеты старикам все же клали бутылку Столичной. С годами ветеранов становилось все меньше и тогда наступил день когда на скамейке сидел лишь один старик. Сейчас у нас в селе нет ветеранов, осталось три труженика тыла. Они уже не ходят, к ним просто приходят представители сельсовета раздают пакеты и письмо "от Путина".
Но у нас в семье немного другие традиции празднования, с утра мы едем на кладбище. Тут на старом погосте лежат все участники войны. В основном оградки крашенные, могилы чистые, но есть и те которые выглядят заброшенными - к сожалению ухаживать за могилами родных попросту некому, вот и зарастают они высокой травой, краска везде облупилась, фотографии героев выцвели. Выглядит угнетающе и грустно. В такие дни мы приносим с собой краску и кисти обновляем краску на могиле деда и прадеда, убираем мусор и в завершение привязываем маленькую гвардейскую ленточку на оградку. В последние годы стараемся ухаживать и за теми могилками которые стоят заброшенные.
После посещения кладбища на душе становится как то тепло и светлее. Вроде как мелочь, но чувствуешь себя причастным к тому великому прошлому. Когда то давно мой земляк, знаменитый советский поэт, родом из соседней деревни Михаил Львов (настоящее имя Рафкат Габитов) написал прекрасный стих о 9 мая
Стираются даты. Стареют Солдаты.
О молодость наша, помедли, куда ты?
Победные трубы вложи в мои губы,
Пусть гордо и грозно трубят эти трубы.
Пусть снова становится наша отвага
У красного стяга на купол рейхстага.
О люди России! Танкисты Урала,
Чья ярая ярость врагов покарала,
Проснитесь, проснитесь, — как были, такими, —
И те, кто в могиле, и те, кто в Тагиле,
У скал Таганая, у волн Громотухи,
Придите, грядите, как боги, как духи:
Я должен сегодня увидеться с вами,
Обняться в любви, обменяться словами,
За ваше здоровье как следует выпить,
На мраморе ваши фамилии выбить!
Я знаю, что многим недодано должное,
И ваше бессмертье должно быть продолжено!..
Содвинемся в клятве и скажем по праву:
— Никто не отнимет у нас эту славу!
День нашей победы, ты — гордость!
Ты — ярость!Ты — молодость наша!
Ты — сердцу как парус!
Когда-нибудь грохнусь, цветы обнимая.
Умру — не забуду Девятое Мая!
И даже в могиле, бока проминая,
Я буду причастен к Девятому Мая!
1962 г.