Автор: Николай Соснов
Вторник у Андрея — день свидания с Натой. Требуется особая подготовка. С вечера понедельника отключены телефоны, домашний и мобильный. Ноутбук надежно заперт в ящике стола, чтобы по забывчивости не залезть случайно в соцсети или почту. Андрей опасался получить какое-нибудь отвлекающее послание, которое нельзя игнорировать, или узнать о появлении срочного заказа. У них на неделе есть только один день, вторник, когда Натин муж отправляется в район с обязательной инспекцией. Ната еще приглашала встречаться в отелях после работы, но у Андрея были причины отказаться.
Во-первых, в противоположность обывательским представлениям о взбалмошности художников он предпочитал творить планомерно по четко установленному графику. Бородатый анекдот про вдохновение от семи до девяти это как раз про Андрея. Ждать каждый день Натиных сообщений, гадая получится ли сегодня, значит совсем разрушить привычный трудовой ритм.
Во-вторых, Андрею не нравились свидания украдкой, сводящиеся к быстрому скидыванию одежды и торопливому сексу под дамокловым мечом внезапного звонка от ничего не подозревающего мужа. Андрей в такие минуты чувствовал себя мелким воришкой.
Самая главная причина заключалась в том, что Ната предпочитала дорогие гостиницы, тогда как Андрей не имел возможности платить за них сам, но самолюбие запрещало встречаться за счет возлюбленной. Эту причину он Нате не озвучил, хотя она конечно догадалась.
Они спорили до хрипоты и наконец сошлись на том, что их единственным днем станет вторник. Ната отметила его в своем календаре как день прогулок с Оксаной, надежной подругой из числа девиц, готовых и умеющих за звонкую монету прикрывать гулящих жен получше, чем разведка легендирует шпионов.
В семь утра таймер аудиосистемы разбудил Андрея, запустив «Деревенскую рапсодию» Роке Кордеро. Ужасно хотелось поваляться в постели, но Андрей переломил себя и поднялся. Вместо гимнастики и пробежки он прибрался на нижнем этаже и чердаке. Добротный кирпичный дом в дачном поселке был единственным, что после семейного разорения оставили Андрею родители, умершие почти одновременно, с разницей в несколько месяцев. Другого ценного имущества двадцативосьмилетний художник не имел. Разве что картины. Его работы чего-то стоят, он твердо верил в это, однако, пока что в этом был убежден лишь сам автор. Когда он ссорился с любовницей, и у Наты кончались аргументы, она била ниже пояса, принимаясь жестоко высмеивать его мечты об успехе и славе.
Закончив подметать, Андрей критически осмотрел спартанскую обстановку перестроенного в студию чердака, потом спустился по выдвижной лесенке. Маленькая гостиная, спальня, кухня. Более-менее сносно. Пора закругляться. Легкий завтрак, и можно засесть на веранде с кружкой кофе.
Наташа Никитюк прожила с мужем меньше полугода, а уже поняла, что одобренный семьей брак не удался. У Федора было все или почти все, что по мнению Натиной мамы нужно для счастья: приличный доход, достойный пост в областной администрации, хороший дом, устойчивая репутация среди местной элиты. Конечно, ему шел пятый десяток, Ната же только что разменяла четверть века, однако, для своего возраста муж сохранял отличную форму. Он был трогательно заботлив, регулярно дарил цветы и презенты по поводу и без повода, не скупился, не настаивал на ребенке, которого Ната от него не хотела, и вообще, с какой стороны ни глянь, оказывался идеальным супругом. В слезливых мелодрамах такие персонажи заболевают раком и, умирая, трагическим голосом просят главного героя — отменного мачо — позаботиться о жене. В реальной жизни им наставляют рога скучающие молодухи.
Когда на выставке заезжего столичного живописца Ната случайно столкнулась с Андреем, она сразу поняла, что давешняя студенческая любовь, прерванная ее отъездом на учебу в Петербург, не исчезла, а все эти годы тихо тлела где-то в укромном уголке сердца. Без лишних излияний и объяснений, они просто взялись за руки и тихо убежали в парк за картинной галереей, нашли заветное дерево с вырезанным на первом курсе сердцем, а потом поехали за город.
Так у них и закрутилось снова. Как в прежние времена Ната считала дни до встречи и до дрожи в коленках волновалась насчет наряда. Почему-то она боялась не угодить эстетической придирчивости Андрея.
Андрей как раз допил кофе, когда сквозь приоткрытые ворота во двор ловко скользнул Натин черный «ауди». Девушка лихо вывернула руль, затормозив аккуратно рядом со старенькой «короллой» Андрея. Белый и черный автомобили совместно обеспечивали любимую Андреем резкую контрастность. Сейчас он писал картину, воображаемый тропический пейзаж, в котором нарочито грубыми примитивными мазками старался противопоставить зеленую тьму пропитанного болотной сыростью леса ослепительной белизне фантастического строения, одновременно и дома в колониальном стиле и средневекового замка с остроконечными башенками, украшенными почему-то немецкими трехцветными флажками. Ната определяла новую работу Андрея эпитетом «твоя милая блажь» и советовала вернуться к портретному жанру. Андрей сердился. Много она понимает!
Сегодня Ната оделась контрастно: белая блузка с хаотичными синими узорами, черная юбка с симметрично вмонтированными горизонтальными и вертикальными линиями красных геометрических вставок. Узор цеплял внимание и затягивал: квадрат, треугольник, снова квадрат, круг, опять треугольник. Андрей тряхнул головой, отгоняя наваждение, и пошел навстречу девушке. На часах половина девятого. Впереди целый день счастья.
Они поцеловались коротко, почти как друзья, а потом прошли в дом. Ната развалилась на диване. Андрей заварил свежий кофе, достал из холодильника бутерброды и прикатил в гостиную столик с угощением.
- Ты, как обычно, очень романтичен, - Ната поморщила нос, но кружку взяла.
- Свечи, вино и цветы годятся для вечерних рандеву, - ответил Андрей, присаживаясь рядом, - к тому же я думал, ты устала от знаков внимания. Впрочем, кажется, у меня где-то валялся фитилек. Поискать?
Ната шутливо пихнула его в бок, при этом едва не расплескав кофе. Андрей осторожно отнял у нее кружку. Взяв Натину руку в свою, он бережно погладил ее пальцы.
- А где кольцо?
- Ты в первый раз заметил? - удивилась Ната. - Я же всегда снимаю его заранее и оставляю в сумочке.
Их пальцы сплелись, затеяв привычную игру. Андрея захлестнул наплыв воспоминаний. Точно так же они баловались на скучной паре по философии. Очкастый препод бубнил какую-то ересь, а Ната с Андреем затеяли перетягивание ручки. Потом их пальцы случайно встретились, и начали знакомиться по-настоящему.
- Ты где? - требовательно спросила Ната. - Ты со мной? Опять задумался?
Андрей вернулся с экскурсии в прошлое и взглянул Нате в глаза. Красивые и сердитые, карие. Лицо по-прежнему прелестно кажущейся невинной вопросительностью. «Что такое? Я ничего не знаю о об этом мире?» - оно одновременно спрашивало и утверждало, но уголки губ уже предательски выдавали растущую лень и капризность на грани раздражения. Косметики минимум, как он любил.
Они долго целовались, не размыкая пальцев. Участившееся биение сердца гремящими барабанами отдавалось в ушах. Андрей отпустил Натины губы и восстановил дыхание. Девушка изучающе уставилась на него.
- Ты когда-нибудь любила мужа хоть чуточку? - спросил Андрей и тут же пожалел о сказанном. Он вовсе не собирался возобновлять осточертевший разговор, превращавший Нату из нежной любовницы в холодную противницу. Однако, слово не воробей, вылетит — не воротишь. Андрей приготовился к отповеди. Ната долго молчала, размышляя. Решив, как видно, что сейчас она не хочет выходить из себя, девушка потянула Андрея к себе за воротник рубашки.
- Тебе не кажется, что я пополнела? Или кожа шелушится? Подурнело лицо?
- Нет, - честно оценил Андрей. - Ты прекрасна.
- Чего же тебе еще надо, а? Чего не хватает? - пожаловалась Ната и положила его руку себе на грудь.
Спустя полчаса Ната внезапно вернулась к его вопросу. Резкие переходы от одной темы к другой и с виду немотивированные напоминания составляли характерные особенности ее диалогового стиля. Оставить собеседника в неведении относительно своего мнения, а затем ответить в момент, когда он меньше всего готов услышать малоприятную вещь — любимая Натина проделка. Андрей знал это и все равно каждый раз попадался.
- Любила ли я мужа? - повторила Ната, теребя Андрея за мочку уха. - Да я его и сейчас люблю.
- Вот как? - Андрей приподнялся на локтях и с интересом посмотрел на девушку. - Странная получается любовь.
- Какая есть.
- А от меня, значит, нужен только секс? Любишь мужа, а хочешь любовника?
Ната тоже приподнялась, подперла голову локтем и с шутливой назидательностью проговорила:
- Секс — великая вещь только тогда, когда нечем заняться. Твой любимый Буковски, между прочим. А я на самом деле тоскую от безделья.
- Поработай.
- Как скажешь, - Она кошкой прыгнула на него и со смехом повалила на постель.
Ната уехала после обеда, так как нынче Федор обещал вернуться пораньше. Андрей проводил ее и сразу поспешил на чердак. Надо торопиться, пока еще свежи впечатления, и освещение годное.
У дальней стены рядом с тропической фантазией стояла еще одна неоконченная картина. Сняв покрывало, Андрей приготовил кисти и краски — боевую амуницию живописца. Это полотно не покинет мастерскую до его смерти. Ни одна живая душа кроме него никогда не бросит на нее даже мимолетного взора.
Он не любил портретов, предпочитая писать пейзажи, но обнаженную Нату изображал с удовольствием. Андрей работал по памяти, с фотографической точностью воспроизводя каждый изгиб ее тела, мельчайшую черточку лица, самые крохотные завитушки черных локонов. Рядом с двумя бледными почти бестелесными фигурами мужчин - его и Федора — Ната получалась пугающе живой и манящей. Бесстыдно и коварно улыбаясь, в руках она держала два вырванных у мужа и любовника сердца, настоящих, в анатомических подробностях. Андрей настолько погрузился в творчество, что не услышал шагов на лестнице.
- Такой ты меня видишь, да, Андрей? - горько сказала Ната. - Федор заночевал в районе. Я тебе ужин привезла из ресторана.
Андрей обернулся с быстротой ужаленного. Ната, побледнев, во все глаза пялилась на саму себя. Что-то изменилось, надломилось в ней, будто под воздействием подмеченной художником беспощадной правды ее отпустила какая-то злая сила, и разом отвалилась накопившаяся на душе грязь и короста.
- Это не я! - сказала Ната поначалу тихо, потом разом перешла на истерический крик. - Это не я! Не я! Не я! Я не она! Я докажу тебе! Слышишь, докажу!
Андрей бросился было успокаивать любовницу, но она молниеносно спустилась с чердака, выскочила за ворота, прыгнула в машину и унеслась прочь.
Наутро Ната призналась Федору в измене и подала на развод. Муж без возражений согласился на все, тем более, что Ната отказалась от любых претензий на совместное имущество. Знакомые поражались его спокойствию, и только ближайшие друзья знали, что он крепко подсел на бутылку.
Через два месяца после расторжения брака Ната вышла замуж за Андрея. В день свадьбы он вынес свою лучшую картину во двор и позволил пламени забрать в преисподнюю демона, потерпевшего поражение в битве с любовью и искусством.
Нравится рассказ? Поблагодарите Николая Соснова переводом с пометкой "Для Николая Соснова".