Любите ли вы киномюзиклы? Нравятся ли вам «Мулен Руж», «Бриолин», «Чикаго»? Да-да, те самые киноленты, в которых герои говорят-говорят, а потом вдруг с места в карьер начинают петь и танцевать, к ним вдруг синхронно присоединяются окружающие, а обстановка вдруг становится то звездным небом, то крышей небоскреба, то чем-нибудь еще, блестящим и красивым? Если киномюзикл – это ваш жанр, то не пропустите фильм «Величайший шоумен». Посмотрите на Хью Джекмана за его привычной работой (на Западе он известен как актер мюзиклов, танцевать и петь – его конек), полюбуйтесь на Зака Эфрона в роли принца, влюбившегося в Золушку: он там также танцует, поет, носит красивый мундир в обтяг, летает над манежем на лонже и целуется. А еще фильм может стать неплохим мотиватором и подсказчиком для предпринимателей – ведь там рассказывается история рождения бизнес-идей и многих маркетинговых приемов, что активно используются по сей день.
Фильм – про реального исторического персонажа Финеаса Барнума, известного американского продюсера и авантюриста XIX века, которого можно считать основоположником шоу-бизнеса в его современном понимании. Он умел улавливать чаяния публики и создавать успешные шоу с участием людей с необычной внешностью и способностями. Реальный Барнум искусно манипулировал слухами и скандалами как средством рекламы. Некоторое время он занимался политикой, выступал за равенство наций и рас, занимался благоустройством и здравоохранением, боролся с шарталанством и мошенничеством. В то же время на его счету – многочисленные мистификации (так, он собственноручно склеил мумию русалки, которую демонстрировал в созданном им музее), а также неоднократные бизнес-провалы. Его автобиография еще при жизни издавалась неоднократно, а по продажам была в США в свое время на втором месте после Библии.
Впрочем, искать в кинообразе реального Барнума — все равно что по былинному Владимиру Ясному Солнышку составлять мнение о Владимире Мономахе. Перед нами – просто музыкальная киносказка. Неравный брак по любви, пронесенной с детских лет: «Уважаемый сэр, вы меня держите за мусор, но я долго работал на железной дороге, немножко поднакопил и теперь женюсь на вашей дочке, будем жить на каком-нибудь чердаке и стирать белье самостоятельно». Судя по лицам, жениху с невестой к тому моменту было по сороковнику, на сцене такое допущение – обычное дело, а в кино смотрится плохо. Однако песни и танцы, которые звучат каждые десять минут, сглаживают эти условности – все номера действительно хороши. Особенно музыкальное начало, сцена «торга» будущих партнеров в баре и романтический акробатический номер под куполом цирка, который хочется пересматривать.
Слоган фильма – «Невозможное возможно». И правда, в этой ленте много неправдоподобного. 25-летнюю историю развития его бизнеса уложили максимум в пару лет, поскольку маленькие дочери Финеаса к концу фильма так и не подросли (словно девочка-галлюцинация в «Истории разума). Не очень веришь в верность жене («меня певицей соблазняли!»). Партнер Банума Карлайл — светский лев с тонкой и ранимой душой, бросающий вызов своей семье и обществу с риском остаться нищим. Артисты цирка, которые боготворят работодателя, будто он гарантировал им отпускные и хорошую медстраховку. Великосветская публика, которая почти не замечает присутствия в своем составе пары с разным цветом кожи (это в девятнадцатом веке?). Словом, сказка.
И можно ерничать дальше сколько угодно – но сказка эта все равно хорошая, потому что радует глаз, вдохновляет и «делает день». Вот такой вот парадокс.
Отдельно, кстати, хотелось бы сказать о женских персонажах. Им не возможно не сопереживать. Одна из них долгие годы ждет выполнения обещания любимого подарить счастливую жизнь и терпит рождение и крах его многочисленных фантазий (Мишель Уильямс). Другая решается шагнуть на сцену, навстречу насмешкам над уродующей ее бородой (Кила Сеттл с невероятным голосом и харизмой). Третья, мулатка, начинает роман с белокожим мужчиной, совершенно точно зная, сколько унижения получит за это от окружающих (Зендея). Даже малышки-дочки Барнума ловят свою долю оскорблений от знатных ровесниц. Для меня это фильм стал историей о женском терпении, выносливости и смелости. Отдельный, особо близкий россиянам момент – история ханжеского неприятия «непристойных представлений», которое сопровождалось нападениями на артистов и поджогами цирка. Ничего не напоминает?
Из Википедии:
« Эффе́кт Ба́рнума — общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума можно частично объяснить феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и прочих псевдонаук, отмечается его влияние в соционике. Влияниe эффекта также присутствует в некоторых психологических тестах, результаты которых не позволяют отличить людей друг от друга. Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого».
Оригинал авторской рецензии: https://ural-meridian.ru/fil-m-velichajshij-shoumen-e-ffekt-barnuma-v-yarkoj-muzy-kal-noj-obertke/
© ИА «Уральский меридиан»
Буду рада, если вы поставите лайк и прочитаете другие статьи на моем дзен-канале «КиноFun»