В моём советском детстве, когда православные праздники еще не отмечали на уровне всей страны, мне бабушка, тётя и мама всегда говорили, что перед этим или каким-то другим праздником нельзя мыться. А уж непосредственно в день праздника и подавно. На все водные процедуры было наложено строгое табу. На мои вопросы «почему» мне всегда давался один-единственный ответ – «нельзя и всё».
Однажды перед каким-то таким праздником, о котором я, как любой нормальный советский пионер, даже не подозревала, я пришла вечером с тренировки и пошла в ванную. Дома никого не было. А когда вышла, мама уже вернулась, и поняв, что я только что принимала душ, я была беспощадно отругана всеми нелицеприятными ругательствами, сдобренными парой подзатыльников. Мои слёзы и оправдания, что я не то что не знала, но и даже представить не могла, что в самый обычный день есть некий «праздник», главным событием которого является соблюдение правила «нельзя мыться ни за что, ни при каких обстоятельствах».
«Это грех! Большой грех!» - говорили они.
Что такое «грех» я тоже не знала. Для себя усвоила одно – «мыться в праздники – это грех, это плохо, за это можно получить». Помню еще, что в какой-то из «праздников», о котором я опять же ни сном, ни духом, я занялась рукоделием. То ли шарфик какой-то вязала, то ли еще что-то. Все девчонки тогда чем-то таким занимались. Когда меня за этим занятием застали, я огребла еще сильнее, чем тогда, когда помылась в неположенный день. Моё рукоделие было отобрано и закинуто на высоченный шкаф, чтоб не смогла достать. Оказалось, что в этот день «птица гнезда не вьет, а девица косу не плетет» и вообще делать ничего нельзя. Для непоседливого ребёнка, который очень любил что-то творить своими руками, это было жестоким наказанием. Хорошо, что меня тогда спасла книга. Забившись в уголок, я смогла спрятаться от ужаса всех этих непонятных «праздников» в своих фантазиях на острове вместе с Робинзоном Крузо.
Когда я повзрослела, то на все эти «грех», «нельзя мыться» и «праздник» смогла дать серьезный отпор своим родственницам. Моя решительность, громкие вопли «отвалите все от меня» и хлопанье дверью помогали избежать страшной кары за нарушение запретов. Во все остальные дни моя замечательная родня были такими же как все и ничем необычным не выделялись. И лишь в эти «праздники» они превращались в карающую инквизицию.
Возникший в юности религиозный антагонизм не покидал меня долгие годы. На фоне возрождающихся скреп, популяризации православных традиций в России, многим моим знакомым было очень трудно понять, почему я крещеная, но яиц не крашу, куличей не пеку, воду не освящаю. Вместо того, чтобы вести долгие разговоры, по итогам которых я все равно осталась бы непонятой, я обычно отмахивалась - мол, некогда совсем, работа, дела, суета, семья. Мне обычно вручали несколько цветных яиц, большой кусок кулича или даже целый, если напекли их сами в большом количестве (Божечки, зачем? Зачем печь по 7-8 куличей семье из 3-4 человек?). Мои дарители оставались безоблачно счастливыми от выполнения своей святой миссии.
Буквально недавно, разговорившись с подругами, я узнала, что примерно такие же табу на помывку и прочие бытовые аскезы испытали и они. Ответа на вопрос почему же нельзя мыться им тоже никто не давал.
Выходит, люди, устойчиво стремясь вырастить верующих и уважающих православные традиции детей, сами не знали, почему же нельзя мыться, почему это такой большой грех – мыться перед православным праздником. Мыться после праздника грехом уже не было. Ни логики, ни адекватного обоснования…
Многие из тех, кто печет куличи, красит яйца и постится Великим Постом каждую весну, абсолютно не представляют для чего это делается. Кто-то по заветам мам и бабушек не моется перед святыми праздниками. (Про Пост будет отдельная статья, palm-face гарантирую).
Как личность разносторонняя, в свое время я изучила основы всех крупнейших религиозных течений. И, конечно, тщательно изучила Православие, в попытке найти ответ на вопрос – почему нельзя мыться и в чём грех. Ни в Новом, ни в Ветхом Завете ответа не было. Непосредственно в Церкви ответа мне тоже не дали.
Ответ пришел совершенно случайно, когда я уже и не пыталась его найти – в исторических записях о быте российских крестьян 18 -19 веков и влиянии на этот быт Православной Церкви.
Делюсь.
На Руси наши предки частенько жили большими семьями. В одной избе спали все члены семьи – кто на печи, кто на лавке, кто под лавкой. По субботам все ходили в баню. Сначала мыли маленьких детей, потом мылись дети постарше, а затем муж с женой оставались в бане наедине и там, собственно, помимо водных процедур, занимались любовью. Это было практически единственное место, где они могли уединяться. Еще из прошлого до нас донеслось про сеновал, но это, наверное, когда очень хотелось, а день был не банный.
Воскресенье отдавалось богоугодным делам, все ходили в церковь на службу и проповедь, где наших дремучих предков священники учили мудрости и правилам праведной жизни. Вот из этих проповедей и берет начало тот вопрос про «грех мытья». Перед важными Православными праздниками священнослужители объясняли народу, как нужно правильно себя вести и что делать, чтобы Боженька был милостив. Рассказывалось как надо относиться к своим домочадцам и воспитывать их в христианском духе, как молиться, какие ритуалы соблюдать. А накануне праздников необходимо было соблюдать воздержание – в еде, в словах, в поступках, и телесные. Заниматься любовью по религии – это грех. Думаю, вы об этом знаете. Так вот, проповедь перед великими праздниками звучала примерно так: не объедаться, не совершать злонамеренных деяний, не злословить и не ругаться, прощать старые обиды, не грешить и не ходить в баню. «Не ходить в баню» – это означало, что перед священным праздником нельзя было заниматься любовью. То есть человек должен был думать не о телесном, а о духовном, и этому духовному посвятить всего себя. Но так как дремучесть людей не позволяла отделить баню как место для плотской любви от бани, где банально моются, то сложился стереотип – ходить в баню перед праздником большой грех и категорически недопустимо.
Позже, когда люди стали жить в городах, а заниматься любовью стало принято не в бане, а в кровати, это переродилось в то, что перед праздниками просто «нельзя мыться». Но и это еще не всё. Правило «нельзя мыться» до сих пор живет и передается из поколения в поколение, обрастая горой предрассудков и вымыслов. Никаких запретов на помывку перед Пасхой, Троицей или каким-либо другим религиозным праздником нет! Представляете, нет!
Лично я считаю, что ходить немытым – большой грех. Верить в бред и тщательно его оберегать и передавать из поколение в поколение – непростительный грех!
Сильное недоумение возникает от осознания того, что эта дремучесть через столько веков смогла добраться и до нас, живущих в эпоху торжества информационных технологий. И самое страшное, что практически невозможно никакими аргументами убедить людей, что они неправы и несут бред.
Сделайте хорошее дело – репостните эту статью. Откройте глаза «немытым».