Этого маленького с вечно нестриженными волосами мужчины и стар и млад в селе звало Гришкой. Он всю жизнь проработал в колхозе, а когда там не было работы, шел «батрачить» к людям. Никто не знал точно, сколько ему лет, потому небритый и немытый выглядел, как старый дед.
В их село Григорий приехал, как и многие другие работников, «на сезон» с какого-то полесского района. Сначала работал на току. Заработал зерна, завез домой и снова вернулся.
- Еще сахарная свекла трет собрать. Из чего самогон варить, - смеялся на все тридцать два.
Женщины, которые в колхозной столовой готовили для рабочих, давно заметили у молодого парня пагубное влечение к алкоголю.
- Ой, берегись, Гришко, чтобы не задушил тебя то зеленый змей, - приговаривали, когда парень доставал из кармана рюмку и «чекушку», чтобы выпить вприкуску с борщом.
Хотя был он парень работящий и хороший, но пары никак не мог найти. Может, из-за водки, а может, и по другой причине, но случилось так, что в свои тридцать с хвостиком Гришко еще как следует и девушки НЕ обнимал. Хоть и ходил иногда в клуб, но милее было ему посидеть в баре. Там угощал местных девок, а как только хотел которую домой провести, она быстренько убегала с другим.
Так и проходило холостяцкой. Летом - сезонные заработки в колхозе, а на зиму возвращался в свою деревню, где, как рассказывал, жила старушка. Как-то после окончания очередных осенних работ Гришко, принимая расчет, попросил у председателя дать ему какую-то хижину и взять на работу.
- Не мне к кому возвращаться, мать умерла, - задрожал голос. - А здесь все мне как родные.
Поэтому выделили ему комнату в колхозной ветлечебницы.
- Будешь там и сторожем, и крыша над головой иметь, - постановил голова.
***
Летом Гришко за работой не было времени на грустные думы: то в колхозе, то у людей на огороде урожай собирает. А как только снег покрывал землю и все отдыхали, у Гришки начинались муки. Ни к кому пойти, ни к кому обизватися. Зарплату за несколько дней пропивал в баре. Хороший был - всех угощал, со всеми обнимался. Но расходились по домам пьяные приятели, должен и Гришко телепатися на ферму. Как истукан сидел в четырех стенах. Чтобы не томиться, начал вычищать, убирать все в старом помещении. В углу нашел потрепанную книгу. Последний раз читал, еще когда учился. Поэтому только присел на скамеечку - сразу погрузился в событиях Второй мировой войны. И так его затянуло это занятие, даже в бар в тот вечер не пошел.
Два дня жил приключениями книжных героев, а когда чтиво закончилось, пошел в бар. Там уже ждали любители дармовой выпивки:
- Гришко, ты где пропал? Может, заболел, не дай, Господи, - только увидели его, бросились с расспросами.
- Сейчас ребята, возьму четвертинку и все расскажу, - рукой пригласил к столу.
Однако пьяницы не оценили его литературного увлечения.
- Ты уже совсем того - покрутили у виска. - Как нечем заняться, то в библиотеку запишись, - подкалывали.
А Гришке такая идея показалась гениальной! На следующий день уже тщательно готовился к походу в библиотеку. Даже побрился, чтобы выглядеть интеллигентно. Мужчина никогда не бывал в таких заведениях, поэтому очень боялся, чтобы ему не отказали давать книги. Крутил перед носом куском зеркала, чтобы разглядеть свою физиономию. Среди беспорядка нашел старый дезодорант, поэтому когда вышел на улицу, по Гришкой тянулся тяжелый шлейф непонятного запаха.
***
Старушка библиотекарша Лидия Филипповна чуть не лишилась чувств, когда увидела в дверях известного на всю деревню пьяницы. Вторым шоком стало его просьбу:
- Посоветуйте интересные книги. Читать буду.
Едва сдержалась, чтобы не ляпнуть: какое там чтения за водкой. Но в сельской библиотеке читатели были на вес золота, поэтому она пригласила посетителя присесть и принялась заполнять формуляр. Писал дату рождения, мысленно подсчитала: «Поэтому Гришке только 41 год, а выглядит как дед 70-летний».
- Для начала дам только две книги. Как пропьешь сошла в печке, тогда возьмешь другие, - строго сказала женщина.
Как на крыльях летел он из библиотеки. Его прогнали, не назвали алкоголиком, а уважительно приняли еще и записали в библиотеку! Как такое дело не замочить ?! Правда, в баре выпил только рюмку и заявил изумленной барменши Зои: «Читать иду!»
С тех пор от избушки на ферме шел Гришко двумя путями - в бар и библиотеки. Не читал, но как бы глотал всю литературу. Очень полюбил исторические романы и детективы. Изучил не только отечественных классиков, но и зарубежных авторов. Знал и некоторых современных писателей. Когда приходил в библиотеку, то вел такие интеллектуальные беседы с Лидией Филипповной, что и диву давалась. Зато когда начинались запои, неделями не появлялся. Старушка уже могла назвать точные числа, когда Гришку крепко держит зеленый змий. Она просила его закодироваться, мол, такой хороший, толковый парень, а погибает от водки.
- Ну, и что, как закодуюся? Кому я нужен? - часто спрашивал в ответ Гришко. - У меня в жизни только две любви - водка и книги.
***
В тот злосчастный день первой тревогу забила Лидия Филипповна. Несмотря на выходной, она попросила сельского голову навестить Гришко, потому что больше недели его не видела.
- Здесь что-то не то, - сокрушалась. - Он всегда вовремя возвращает книги. Может, заболел? А я сама боюсь идти на ферму.
В холодной комнате лежал закоцюрблений Гришко. На окна повилазив мороз. На облупленной табуретке стояла недопитая бутылка водки, а у нее - зачерствелый кусок хлеба. На кресле были аккуратно сложены книги. Одна, раскрыта, видно недочитанная, лежала на полу, посинела рука не успела поднять ее.
Спасибо что дочитал до конца