Jawa 638-5-00 и 638-5-01
История Jawa 638 началась в 1984 году с появления нового двигателя. Принципиальное отличие нового агрегата от предыдущего 634-го заключалось в переходе на 12-вольтовое электрооборудование и применении алюминиевых цилиндров с чугунной гильзой. Кроме того, появилось 4 более широких перепускных канала, а диаметр маховиков уменьшился с 148 до 144мм. Изменение вольтажа потребовало нового генератора, а усовершенствования двигателя привели к значительному росту мощности с 20 до 26 л.с. и момента с 3.0 до 3.3 кгс*м.
Интересно, что производство двигателя началось раньше, чем других основных узлов. Именно из-за этого и появилась на свет "переходная" модель "638-5-00" (на фото выше). Обратите внимание на раму: она дуплексная! переднюю вилку поставлял "ЧеЗет".
Характерные внешние отличия модели 638-5-00 от других 638:
- Бензобак с широкой хромированной накладкой с надписью JAWA.
- Седло и фонарь установлены раздельно.
Модификация 638-5-01 предназначалась для установки коляски (бокового прицепа) ее отличие заключалось в отсутствии дуг.
Jawa 638-0-00
В 1985 пришло время настоящей и хорошо нам всем известной "Шестьсот тридцать восьмой" с собственной экипажной частью. Видимо 634-е рамы закончились и стало можно безубыточно перейти на производство новой модели.
Мотоцикл Jawa 638-0-00 внешне отличить легко:
- Седло и задний фонарь стилистически объединены обтекателем.
- Резиновые накладки на баке визуально продожают седло вперёд.
- Надпись на баке и крышках за двигателем выполнены объемными, хромированными.
Jawa 638-1
Модификация 638-1 появилась под самый занавес советской эпохи. "За Рулём" получил такой мотоцикл на испытания летом 1990 года. По 638-1 возможна некоторая путаница - форумы и Википедия дают противоречивые сведения, а официальный сайт производителя вообще никаких!
Судя по всему, "первая" модификация поставлялась в двух ипостасях - "Стандарт" и "Люкс" (известная как "Люксовка").
Их легко отличить и от предыдущей 638-0 и друг от друга:
- Надписи на баке и крышках - наклейки. Маленькие белые у "Стандарта", большие цветные у "Люкса".
- "Задранные" глушители. Для демонтажа колеса приходится из снимать.
- Больший наклон задних аммортизаторов. У "Люксовки" - открытые пружины.
Jawa 639
В интернете много упоминаний о том, что модели 639 не существует. Это - полнейшая чушь! Чтобы убедиться в том, что такой мотоцикл был, посетите музей Jawa на официальном сайте компании (jawa dot eu). Jawa 639 прямой наследник модели 638-1. По сути это еще одна модификация, а не новая модель.
Отличий не много:
- Другая наклейка на прежнем бензобаке.
- Другой шрифт надписи "350" на крышках.
- Обтекатель фары.
- Дисковый тормоз переднего колеса.
Jawa 640
Ныне здравствующее семейство 640 - Ничто иное, как продолжение истории неспешной модернизации и лёгких косметических изменений старой доброй 638 модели длящейся вот уже 34 года.
Отличия на лицо:
- Еще более задранные трубы.
- Совершенно новая передняя вилка.
- Вентилируемый дисковый тормоз.
- Несколько стилей: стандарт, милитари, классик.
Пожалуйста, только живи!
Пришедшая к нам в СССР, как мессия, как лучший мотоцикл: дорогой, красивый, быстрый! Пережив падение статуса, обыденность, старость, в наши дни Ява обретает второе рождение. Интерес к чешским мотоциклам только растет...
Надеемся, что чехи смогут этим как-то воспользоваться, прежде чем их окончательно поглотит Mahindra!