Странно, но между крупнейшим городами Поволжья (Казань - 1,2 млн. чел., Самара - 1,17 млн. чел.) нет достойной автодороги...
Достойной - это значит:
- максимально спрямлённой,
- имеющей не менее двух полос для движения в каждом направлении,
- обладающей необходимой инфраструктурой на всей протяженности (АЗС, магазины, кафе, мотели и т.д.).
Кто-то ездит через Ульяновск, кто-то - через Нурлат. В конце августа - начале сентября я проехал в Самару и обратно через Базарные Матаки, и это оптимальный маршрут, на мой взгляд.
Во-первых, это наиболее короткий путь - 372 км. (имеется ввиду расстояние от центра Казани до центра Самары). Если же ехать через Нурлат и Кошки, то выйдет аж на 60 км. длиннее - 430 км.
Но самый короткий путь - не всегда значит: самый лучший. В предыдущий раз я ездил в Самару на автомобиле летом 2008-го года. Хорошо помню, как на некоторых участках дороги мне приходилось переходить на первую передачу (тогда ещё машина была с механикой)...
Скажу сразу - за 7 лет стало лучше. Теперь в непригодном виде остался совсем небольшой участок за Бесовским лесничеством, если ехать из Казани - это Ульяновская область. Но давайте по порядку.
Выезжаем из Казани через РКБ по Оренбургскому тракту. До поворота на казанский аэропорт трасса шикарная: по две полосы с широкой разделительной. Затем - сужение и несколько населённых пунктов с ограничением в 40 км/ч. После посёлка Сокуры теперь есть весьма достойная инфраструктура - комплекс "Ирбис": АЗС, туалет, небольшой супермаркет, пиццерия, фастфуд и кофе и полноценное кафе. Побольше бы таких объектов!
После Сокур нужно быть внимательными - высока вероятность засад ГИБДД и портативных камер. Таким образом доедем до моста через Каму близ Сорочьих гор. Переехав Каму желающие смогут посетить ещё одно неплохое кафе - "Курлянка".
Сразу после Курлянки нужно уйти направо, в сторону Базарных Матак и Болгара. После деревни "Мокрые курнали" резкий поворот главной дороги налево и сразу же кафе "Минутка" - по моим наблюдениям это последнее проверенное место на пути из Казани в Самару. Следующее приличное кафе может оказаться только непосредственно на подъезде к Самаре.
Далее - всё время прямо. Будет поворот направо, в сторону г. Болгар, его также проезжаем прямо. Так доедем до Базарных Матак (чтобы въехать в них, дорога повернёт на 90 градусов налево и несколько сот метров будет весьма разбитой). Этот районнный центр Татарстана проезжаем насквозь и далее едем также прямо, поворот налево, на Нурлат, игнорируем.
Так постепенно покинем территорию Татарстана. Нужно отметить, что дороги в РТ в целом по этому маршруту хорошие, если не считать небольшой участок на въезде в Базарные Матаки. Дальше будет несколько хуже, т.к. начнётся Ульяновская область.
Места пойдут дикие, с редкими небольшими полузаброшенными деревнями. Машин мало. Характерной достопримечательностью здесь является Бесовское лесничество (я не ошибся в названии - оно именно Бесовское). Лес не очень большой, но примечателен тем, что буквально обнимает дорогу. На одном участке непосредственно вдоль дороги стоит лесная стена. Настолько прямая, что кажется, будто её специально подстригают. Метра 3 в высоту она прямая, а дальше ветки уже нависают над дорогой. Кому-то становится страшновато...
Качество покрытия там разное. Везде асфальт, но где-то он совсем новый, а где-то - старый и местами разбитый. Плохо то, что эти участки постоянно чередуются. По пути в Самару я угодил в одну из ям левым колесом, на обратной дороге был внимательнее, и обошлось. В любом случае всё значительно лучше, чем было 7 лет назад.
После Бесовского лесничества, перед д. Бесовка дорога повернёт под прямым углом направо и почти сразу выйдет на автодорогу "Ульяновск - Самара" - нужно налево. Здесь уже гораздо лучше с асфальтом и цифилизацией - появляются фуры.
При въезде по этой дороге в Самарскую область станет совсем хорошо с покрытием - дорога идеальная. Через какое-то время выходим на участок трассы "М5" и възжаем в Самару, если не ошибаюсь, по Московскому шоссе.
В самой Самаре, кстати, дороги не очень. Много мест с ремонтом, где-то - реверсивное движение. Казань, на мой взгляд, на голову выше по такому параметру. Пришлось потолкаться в пробках как туда, так и обратно...
Подводя итог: ехать в Самару через Базарные Матаки можно. Объезжать теперь через Нурлат и Кошки смысла нет.