Депутаты «Единой России» внесли в Госдуму очередной ограничительный законопроект. Документ предлагает создать механизм ответственности за вовлечение несовершеннолетних в несогласованные акции.
Предполагается, что решать, кого наказывать, будут судьи на основании протоколов полицейских, а вот за что именно — толком не сказано.
В качестве ответственности предлагаются штрафы до 50 тысяч рублей и до 15 суток ареста для физлиц и штраф до полумиллиона рублей для юридических лиц. За повторное нарушение — «повышенная административная ответственность» (какая — не указано).
Мы поговорили о новой инициативе единороссов с политологом Дмитрием Орешкиным.
Станет ли законопроект законом
По мнению Орешкина, этот закон примут потому, что это очень удобный способ ограничить по факту любой митинг.
«Их (власть) он не ограничивает, формулировки расплывчатые. Руки развязаны. Зато появляется новый повод отказывать организаторам митингов. Вы можете гарантировать, что старшеклассники не придут? Нет?! Тогда вы попадаете под статью! В принципе, это довольно удобный механизм для того, чтобы ограничить вообще любой митинг. Потому что запретить 14-летнему прийти на митинг нельзя».
А если в призыве на митинг сказать, чтобы не несовершеннолетние приходили?
«Ну это как с сайтами для взрослых. Если подтвердил и пришел, то взял на себя ответственность. Организаторы могут написать — до 18 просим не приходить. Запретить они не могут. Поэтому этот закон юридического смысла не несет, но прелесть ситуации заключается в том, что мы живем в такой правовой ситуации, при которой все, что нужно власти, работает вне зависимости, есть юридические ограничения или их нет».
«Идеальный вариант для произвола»
Размытые формулировки российских законов всегда выгодны только тем, кто контролирует ситуацию сверху, уверен политолог.
«Правильный закон — тот, который исполняется, и у которого есть четкие формулировки — четко прописано, что можно, а что нельзя. Такой закон накладывает ограничение в том числе и на власть. Поэтому правильные законы у нас не принимаются, а принимаются размытые. Есть обвинение, что вовлекаются несовершеннолетние, а там уже интерпретировать будет по своему усмотрению судья, следователь или МВД-шный чин. Слова упомянуты, но критерии не обозначены — идеальный вариант для произвола».
Размытая правовая ситуация — большой набор возможностей для контролирующих органов
«Когда размытая правовая ситуация, и много таких сдерживающих законов перед органами, которые называются органами правопорядка, получается большой набор возможностей. Можно привлечь за нарушение правил дорожного движения, за выход на проезжую часть, можно за экстремизм, за привлечение молодежи — еще один инструмент, который может пригодиться».
Как при царе гимназистам нельзя было выходить на улицы вечером
Как считает Орешкин, вполне возможно, что ответственность ляжет не только на организаторов митингов, но и на самих митингующих несовершеннолетних.
«Мы в конечном виде еще же не видели документ, может, он будет накладывать ответственность на самих несовершеннолетних. Может их будут отчислять. Как при царе нельзя было гимназистам вечером выходить на улицы, а уж тем более на митинги выходить — за это отчисляли. Ну и здесь, возможно, так будет — сейчас же только идея обсуждается. А идея спину не ломит, лежит себе. А если не пригодится — никто не спросит».
В 2017 году на нескольких масштабных несогласованных акциях по всей России задержали 475 подростков.
Только на одной акции 5 мая этого года число задержанных несовершеннолетних — 223.