Алексей Кривоносов, выпускник ДГТУ, создал робота-кассира для Ростовского зоопарка и продал его за 1 миллион рублей. В планах — запустить серийное производство роботов. Основные трудности, с которыми сталкивался разработчик, связаны с подбором компонентов и отсутствием похожих примеров создания больших корпусов из стекловолокна.
N: — Как пришла идея создать робота?
А.К.: — Я всегда увлекался электроникой, делал сам печатные платы, паял на них микроконтроллеры и пытался запрограммировать их по заданному алгоритму. До этого были интересные и сложные проекты, такие как светодиодный 3d-куб форматом 10 х 10 х 10 и платы автоматизации для малых предприятий. В какой-то момент мы увидели в России робота-промоутера и решили сделать такого же, но со своими доработками. Это было слишком амбициозно для двух человек, потому что мы не понимали, как сделать многие элементы, но когда начинаешь делать маленькие шаги, потом приходит понимание того, как сделать остальное.
N: — Это первый робот, который вами разработан?
А.К.: — Модель, которая чаще представлена на фото, это уже вторая версия робота. У первого отсутствовали руки, была более слабая «железная начинка», да и размеры корпуса были поменьше.
В целом в интернете вы сможете найти, как собрать маленького робота, но при попытках сделать большого брата столкнетесь с огромными трудностями, ведь компоненты должны быть совсем другими. Когда собирали вторую версию, казалось, что учли все возможные недоработки, но в процессе постоянно придумываешь новые успешные решения, и в третьей коммерческой версии мы по максимуму реализуем и их.
N: — Что умеет робот? Есть ли подобный иностранный аналог?
А.К.: — Самое главное в роботе — это его платформа и техническая часть. Остальные функции можно наращивать по мере требования заказчика. Для движения у нас применена омни-платформа, которая позволяет двигаться плавно в любом направлении и аккуратно объезжать предметы. Также функциями движения наделены руки и голова, чтобы эмоционально встречать человека. Самое главное — сенсорный экран и речевые функции, которые позволяют роботу общаться с людьми и показывать необходимую информацию.
Аналоги есть как в России, так и за рубежом. Из самых известных — робот Pepper компании SoftBank Robotics, и продается он с большим отрывом от конкурентов. Но все равно рынок сервисной робототехники очень молодой и только формируется в России.
N: — Сколько вы над ним работали времени? С какими основными трудностями столкнулись?
А.К.: — Над первым роботом работа велась более года, трудностей было много. Например, в сети не было похожих примеров создания больших корпусов из стекловолокна. Приходилось адаптировать технологию создания автомобильных бамперов для наших целей.
Трудности также были и при подборе компонентов, и при написании программного обеспечения. В частности, много проблем было с китайскими двигателями, они просто горели и не держали заявленной мощности. Для первого прототипа и отладки программной части использовались двигатели стеклоочистителей от российских грузовиков, которые показали хорошую надежность. Сразу подобрать нужный компонент не всегда удается — это все результат тестирования и экспериментов, но главное в итоге — получить результат. Подробнее: