Найти в Дзене

Съемка пейзажей и природы на фиш-ай: что нужно знать?

Моя статья для журнала "Российское Фото"
http://www.rosphoto.com/practice/semka_peyzazhey_fish-ay-4754

Текст: Игорь Горшков (статья в ЖЖ https://feanorus454.livejournal.com/84630.html)

Среди множества фотообъективов, пожалуй, одним из самых необычных является объектив фиш-ай (англ. — fish eye), или «рыбий глаз». Такое название ему дал в начале XX века американский физик-экспериментатор Роберт Уильямс Вуд, разработавший этот тип оптической системы по аналогии с устройством глаза рыбы. Как использовать фиш-ай в съемке природы — рассказывает участник клуба «Российское фото» Игорь Горшков.

Что же такое объектив фиш-ай?
Фиш-ай — это сверхширокоугольный объектив с не выправленными оптическими искажениями, так называемой бочкообразной дисторсией, в результате чего все изображение имеет характерный сферический вид. Угол зрения фиш-аев составляет 180о и может быть даже больше. В этом случае шутят, что при съемке с таким объективом в кадр попадут уши фотографа.

Есть два вида фиш-аев — циркулярные и диагональные
Циркулярный фиш-ай — это объектив, который формирует изображение в виде круга и имеет обзор по всем направлениям 180о или больше. Размер изображения с такого объектива соответствует короткой стороне кадра, если говорить о классическом прямоугольном кадре. Этот объектив крайне специфичен и применяется в основном в научных и исследовательских целях — с его помощью можно, например, получить снимок всей небесной сферы, что важно для метеорологов или астрономов. Ко всему прочему, некоторые модели имеют внушительные габариты и массу.

Объектив циркулярный фиш-ай Nikkor 6 mm f/2.8 с углом обзора 220 градусов
Объектив циркулярный фиш-ай Nikkor 6 mm f/2.8 с углом обзора 220 градусов

Ночной снимок небесной полусферы, European Southern Observatory, ALMA Fish-Eye
Ночной снимок небесной полусферы, European Southern Observatory, ALMA Fish-Eye

Диагональный фиш-ай — это объектив, который дает изображение на весь кадр и представляет собой, по сути, вырезку из круга изображения, создаваемого циркулярным фиш-аем. В этом случае угол обзора 180о имеется только по диагонали кадра, из-за чего объектив и был назван диагональным. Он дает более привычную картинку и весьма активно применяется фотографами. Собственно, говоря о фиш-аях, в подавляющем большинстве случаев имеют в виду именно диагональные объективы. Практически все фирмы, выпускающие фототехнику, производят фиш-аи, а то и несколько: с разными фокусными расстояниями, максимальным значением относительного отверстия (диафрагмы) и для разных типов матриц — полнокадровых и кроп-матриц (APS-C и m4/3). Существуют даже фиш-ай-зумы, они более универсальны в использовании, но, как правило, имеют несколько худшие оптические характеристики, например, меньшую светосильность.

Достоинства и недостатки фиш-аев
К достоинствам фиш-аев можно отнести сверхширокий угол зрения, большую глубину резкости и достаточно компактные для сверхширокоугольника размеры. Также фиш-аи не искажают углы, в сравнении с обычными выправленными сверхширокоугольными объективами, которые делают углы и объекты, попавшие в них, вытянутыми. Особенно это актуально при съемке с активным и близким передним планом.

Единственным, но существенным недостатком фиш-аев можно считать сильные искажения изображения на удалении от центра кадра: все прямые линии при этом становятся изогнутыми и картинка в целом имеет сферический вид.

Зная о достоинствах и недостатках фиш-аев, можно активно использовать их при съемках, например, пейзажей и красот природы. Вот несколько простых приемов.

Расположение горизонта по центру
Зная, что при удалении от центра все прямые линии начинают становиться дугами, в частности, линия горизонта становится или выпуклой, или вогнутой, в зависимости от того, смотрит камера вверх или вниз, можно просто расположить горизонт по центру, нарушая любимое многими правило одной трети и выстраивая композицию на сочетании фактур и объектов на переднем плане, с одной стороны, и небесных объектов — красивых облаков, туч и прочего — с другой. Очень хорошо этот прием работает при съемке красивого неба с отражением в водной зеркальной глади морских и озерных пейзажей, когда хочется показать огромное пространство неба и воды. В конце концов, можно потом в фоторедакторе кадрировать изображение и расположить линию горизонта в третях. В результате мы получаем фотографию со сверхшироким углом и ровной линией горизонта. Это наиболее часто применяемый способ фотографирования с фиш-аем.

  
Утро на Валдайском озере.
Объектив Tokina 10–17 mm, fish-eye,
Игорь Горшков
Утро на Валдайском озере. Объектив Tokina 10–17 mm, fish-eye, Игорь Горшков

De l'ombre à la lumière.
            Объектив Samyang 8 mm,
Girolamo Cracchiolo, 500px.com
De l'ombre à la lumière.             Объектив Samyang 8 mm, Girolamo Cracchiolo, 500px.com

Использование неявной линии горизонта
Этот прием хорошо использовать в местности со сложным рельефом — горы, холмы, скалы. Когда мы не видим явно ровную линию горизонта, ничто не мешает располагать ее где угодно, поскольку ее изгиб будет скрываться горами или холмами. Также этот прием можно использовать и при съемке с близким крупным передним планом, заслоняющим горизонт, например при съемке с нижней точки растительности или других природных объектов.

    Высокогорное озеро Peyto Lake в Скалистых горах,
Канада.
Объектив Sigma fish-eye 15 mm,
Владимир Медведев
Высокогорное озеро Peyto Lake в Скалистых горах, Канада. Объектив Sigma fish-eye 15 mm, Владимир Медведев

Siriu Lake. Ovidiu Caragea, 500px.com
Siriu Lake. Ovidiu Caragea, 500px.com

Полностью убрать линию горизонта из кадра
В этом случае наше восприятие не цепляется за форму линии горизонта, и искажения практически незаметны. Можно или опустить камеру вниз, показав какой-нибудь красивый уголок природы, или, наоборот, сильно поднять вверх, оставив только красивое небо или крону дерева. Вообще-то ради красивого неба можно и оставить искаженную вогнутую линию горизонта, потому что это уже второстепенный элемент изображения, не влияющий на производимое впечатление, а лишь усиливающий впечатление огромного неба.

Частным случаем можно считать съемку в тумане, когда дальние планы и горизонт скрыты за ним. В этом случае появляется практически полная свобода творчества, поскольку можно снимать в любых направлениях, не опасаясь изогнутой линии горизонта.

Красная Поляна, Сочи. 
Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT,
Екатерина Елизарова
Красная Поляна, Сочи. Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT, Екатерина Елизарова

Cherry Blossoms. 
     Объектив Nikkor 15 mm fish-eye, 
Lynn Wiezycki, 500px.com
Cherry Blossoms.     Объектив Nikkor 15 mm fish-eye, Lynn Wiezycki, 500px.com

Сделать основной частью изображения какой-нибудь объект
Например, сложно изогнутое дерево, ветки или стебли травы, интенсивно заполняющие кадр. Также это может быть живописная груда камней или снежных и ледяных глыб. В этом случае достаточно важно поймать красивое сочетание этих элементов, чтобы они образовали красивый рисунок благодаря дополнительному изгибу от искажений фиш-ая.

     Туман на Караул-Оба, Новый Свет, Крым.
Объектив «Зенитар-М» 16 мм fish-eye,
Сергей Ершов
Туман на Караул-Оба, Новый Свет, Крым. Объектив «Зенитар-М» 16 мм fish-eye, Сергей Ершов

 Лед на Байкале.
  Объектив Canon 15 mm fish-eye,
Андрей Нарчук
Лед на Байкале.   Объектив Canon 15 mm fish-eye, Андрей Нарчук

Обрамление изображения
Красивые фотографии получаются, если не пытаться выправить изогнутые стволы деревьев или стебли травы по краям кадра, а использовать это для обрамления пейзажного вида. Интересной получается съемка из зарослей травы и деревьев, грота, пещеры, особенно если они имеют на стенах какие-то необычные природные элементы — растительность, красивые камни, сталактиты, сосульки и прочее.

     Ледяное царство.
Озеро Байкал, грот острова Харанцы.
Объектив Pentax 10–17 mm fish-eye,
Екатерина Васягина
Ледяное царство. Озеро Байкал, грот острова Харанцы. Объектив Pentax 10–17 mm fish-eye, Екатерина Васягина

Утро в Измайловском парке.
Объектив Tokina 10–17 mm fish-eye,
Игорь Горшков
Утро в Измайловском парке. Объектив Tokina 10–17 mm fish-eye, Игорь Горшков

Круглая земля
А можно, наоборот, не пытаться выправить изогнутый горизонт, а показать, что наша планета круглая. Для этого желательно иметь какие-то интересные и красивые передний и средний планы, и совсем хорошо находиться немного на возвышении, чтобы оказалось включено как можно больше пространства земли.

    Крым.
Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT,
Екатерина Елизарова
Крым. Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT, Екатерина Елизарова

Orbit.
       Объектив «Зенитар-М» 16 мм, 
Andris Barbans, 500 px
Orbit.        Объектив «Зенитар-М» 16 мм, Andris Barbans, 500 px

Расположить близко красивый и интересный передний план
Это, можно сказать, беспроигрышный вариант использования фиш-ая. Практически все фиш-ай-объективы имеют небольшую минимальную дистанцию фокусировки и позволяют использовать их для съемки достаточно крупных передних планов, практически макро. Получается и природный объект крупно, и видно его окружение, место, где он обитает.

Цветок крупного трихоцереуса на острове Инкахуаси,
Боливия.
Дмитрий Смольников
Цветок крупного трихоцереуса на острове Инкахуаси, Боливия. Дмитрий Смольников

Грибы в лесу.
   Объектив Olympus ED 8 mm f/1.8 Pro Fish-eye MFT.
Дмитрий Новак
Грибы в лесу.    Объектив Olympus ED 8 mm f/1.8 Pro Fish-eye MFT. Дмитрий Новак

Как можно заметить из приведенных примеров, многие из этих приемов можно использовать в сочетании друг с другом, что превращает съемку фиш-аем в интересный творческий процесс.

Таким образом, творчески используя объективы фиш-ай, можно делать интересные и красивые пейзажные и природные фотографии, как усиливая впечатление от интересных мест, так и показывая свежий, новый взгляд на места привычные и, казалось бы, обыденные и скучные.

P.S. Селфи на фоне пейзажа
Ну и куда же нынче без селфи / автопортрета :). Ососбенно удачно они получаются на фоне пейзажных красот. И фишай для этого подходит лучше всего :).

-18

-19

-20

Ещё немного моих фото, сделанных на фишай (кликайте, будет побольше):

Весеннее половодье у храма Покрова на Нерли. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon) через переходник на Fujifilm X-T10
Весеннее половодье у храма Покрова на Нерли. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon) через переходник на Fujifilm X-T10

Осеннее утро на Рыбинском водохранилище. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Осеннее утро на Рыбинском водохранилище. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Рассвет в поле с люпинами. Смоленская область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Рассвет в поле с люпинами. Смоленская область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Берег Белого моря на Соловках с тенью фотографа. Объектив Зенитар-М 16/2.8 fish-eye, слайд Fujifilm Provia 100
Берег Белого моря на Соловках с тенью фотографа. Объектив Зенитар-М 16/2.8 fish-eye, слайд Fujifilm Provia 100

Догорающий закат на Соловках. Объектив Зенитар-М 16/2.8 fish-eye, слайд Fujifilm Provia 100
Догорающий закат на Соловках. Объектив Зенитар-М 16/2.8 fish-eye, слайд Fujifilm Provia 100

Муксалма, Соловки. Объектив Зенитар-М 16/2.8 fish-eye, слайд Fujifilm Provia 100
Муксалма, Соловки. Объектив Зенитар-М 16/2.8 fish-eye, слайд Fujifilm Provia 100

Остров на краю земли. Смоленская область. Объектив Зенитар-М 16/2.8 fish-eye, негативная плёнка AGFA Ultra 100
Остров на краю земли. Смоленская область. Объектив Зенитар-М 16/2.8 fish-eye, негативная плёнка AGFA Ultra 100

Ночной костёр в лесу. Смоленская область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Ночной костёр в лесу. Смоленская область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Морозное утро на Серебрянке, Измайловский парк (Москва). Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT
Морозное утро на Серебрянке, Измайловский парк (Москва). Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT

Сентябрьское утро на Измайловском острове. Москва. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Сентябрьское утро на Измайловском острове. Москва. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Июньское туманное утро на Угре. Смоленская область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Июньское туманное утро на Угре. Смоленская область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Ночь, луна, туман. Калужская область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Ночь, луна, туман. Калужская область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Вечер на озере Асиланлампи. Карелия, Ладога. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Вечер на озере Асиланлампи. Карелия, Ладога. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Хмурый дождливый вечер на Шатурских озёрах, Подмосковье. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Хмурый дождливый вечер на Шатурских озёрах, Подмосковье. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Утро на Асиланйоки. Река в Карелии, на Ладоге. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Утро на Асиланйоки. Река в Карелии, на Ладоге. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Подсолнухи на закате. Липецкая область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)
Подсолнухи на закате. Липецкая область. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon)

Весеннее половодье. Окрестности храма Покрова на Нерли. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon) через переходник на Fujifilm X-T10
Весеннее половодье. Окрестности храма Покрова на Нерли. Объектив Tokina 10-17 fish-eye (for Canon) через переходник на Fujifilm X-T10

-38