Продолжаем успевшую полюбиться нашему читателю (а то и двум) серию ЖЗМ — Жизнь Замечательных Мечей.
1. Меч Joyeuse – «Радостный»
Владелец: Карл Великий (в самых радужных теориях).
Внешние данные: согласно классификации профессора Оукшотта клинок относится к X веку. А Карл Великий жил и работал на рубеже VIII-IX. Да, нестыковочка получается.
Биография: до сих пор ведутся дискуссии о том, принадлежал ли именно этот меч Карлу Великому. Но с Карлом или без него, меч Joyeuse прожил славную жизнь. В XI веке он заслужил упоминание в «Песне о Роланде»: «Меч Жуайез свисает вдоль бедра, - Он за день цвет меняет тридцать раз. Кто не слыхал про острие копья, Пронзившее распятого Христа?» Как видишь, бытовало мнение, что клинок меча сделан из копья Лонгина. С 1270 года «Радостный» занимал должность коронационного меча французских королей. Последний, кого короновал Joyeuse, был Карл X, в 1824 году. Как и все пенсионеры, «Радостный» любит бывать в музеях – в данный момент он коротает время в Лувре.
2. Меч из Хубэя
Владелец: Гоуцзянь, ван царства Юэ
Внешние данные: длина 55, 6 см. Ширина лезвия порядка 5 см. Лезвие с обеих сторон украшено бирюзой и узорами из ромбов. Есть и надпись из восьми знаков, которые переводятся как-то так: «Царь Юэ … сделал этот меч для (своего) личного пользования».
Биография: был обнаружен археологами в провинции Хубэй в 1965 году и тут же стал общемировой сенсацией. Несмотря на то, что мечу больше 2000 лет, он тут же ухитрился порезать руку одному из археологов. А после этого еще и без труда разрубил толстую стопку бумаги. Благодаря почти герметичному футляру меча, лезвие даже не потускнело от своего многовекового безделья под землей. В наши дни на меч можно полюбоваться в Региональном музее Хубэя.
3. Меч Фуцу-но-митами
Владелец: король Ва
Внешние данные: меч сразу бросается в глаза всеми семью своими остриями. Общая длина 75 см. Сделан из стали. С одной стороны лезвия надпись: «В полдень, шестнадцатого дня одиннадцатого месяца четвертого года этот меч был сделан из закаленной стали. Он способен поразить 100 вражеских солдат. Отправлен королю». С другой стороны лезвия другая надпись: «Никогда прежде подобное лезвие не было создано. Коронованный принц королевства Пэкче…. заказал этот меч для короля Ва, в надежде, что тот передаст его следующим поколениям». (Обе надписи, конечно, не на русском).
Биография: как ты понимаешь, биться таким мечом не слишком удобно, а пронзить сразу семь соперников получится, только если попросить их подойти и аккуратно самим насадиться на клинки. В общем, меч подарочный: на добрую память японскому королю от корейского короля. Исследователи датируют меч Фуцу-но-митами 369 г. н.э. – и кто мы такие, чтобы с ними спорить. Хранится меч о семи клинках в синтоистском святилище Исоноками-дзингу.
4. Меч «Малайского тигра»
Владелец: генерал японской армии Томоюки Ямасита
Внешние данные: клинок середины XVII века, рукоять заново обшита кожей в начале 1900-х г.г. Украшена кожаными шнурками с кисточками.
Биография: изготовлен выдающимся мастером XVII века Фудживара Каненага. Но настоящая слава пришла к мечу лишь в XX веке: вместе со своим владельцем, генералом японской армии Томоюки Ямаситой, меч за какие-то пару месяцев покорил Малайский полуостров. «Малайский тигр» (прозвище генерала) почти не появлялся на публике без своего меча. С ним же он и попал в окружении в сентябре 1945- го. Меч был изъят у генерала Ямасита генералом Макартуром и по сей день пребывает в музее Военной академии США.
5. Сабля Хосе де Сан-Мартина
Владелец: национальный герой Аргентины, лидер борьбы за освобождение в испанских колониях Латинской Америки Хосе Франсиско де Сан-Мартин и Маторрас. Уф.
Внешние данные: изогнутая сабля с позолоченной рукоятью.
Биография: чем именно промышляла сабля до того, как попала в руки Сан-Мартина в одном из лондонских магазинов в 1811 году неизвестно. Очевидно лишь одно – ее персидское происхождение. Сан-Мартин высоко ценил преимущества сабли изогнутой формы в кавалерийском бою. Став бригадным генералом, Сан-Мартин приказал вооружить своих кавалеристов саблями схожей формы. С 1896 сабля прожигает жизнь в Национальном историческом музее Буэнос-Айреса.