В августе 1968 года из-за творческих разногласий распалась группа Yardbirds. Гитарист Джимми Пейдж принялся искать музыкантов для нового состава. К тому времени Пейдж накопил богатый опыт: он несколько лет работал сессионным музыкантом, поиграл вместе с такими зубрами как Джефф Бек и Эрик Клэптон. Он четко представлял свои цели и то звучание, которое должен был создать новый состав.
Однажды кто-то посоветовал ему посмотреть на парня по имени Роберт Плант, который был вокалистом в одной малоизвестной команде. Увиденное несколько озадачило Пейджа. Сначала он подумал, что здесь что-то не так. Должно быть, у этого парня какие-то проблемы с характером или что-то еще? Как могло случиться такое, что выступая на протяжении двух лет и обладая таким мощным потенциалом, Плант до сих пор не сделал себе имя?
Переборов сомнения, Пейдж пригласил вокалиста к себе домой, чтобы получше приглядеться к нему. Но как только завязался разговор о новой группе, все сомнения отпали. Оба понимали друг друга с полуслова. Совместная работа оказалась не такой трудной. Сам Пейдж вспоминал, что как-то он включил одну акустическую запись Джоан Баэз и сказал Планту, что хочет сделать тоже самое. Пока Плант сидел, вылупив удивленные глаза, Пейдж достал акустику и показал несколько аранжировок. Плант идею подхватил. Так на свет родилась песня "Babe I'm Gonna Leave You".
Найти хорошего барабанщика удалось также благодаря связям Планта. Им стал Джон Бонэм - старый приятель Роберта. Полностью сформировать состав новой группы помог басист Джон Пол Джонс, который ранее работал с Пейджем на студийных сессиях.
В наследство от Yardbirds Пейджу досталась не только известность, но и некоторые обязательства. В частности, в сентябре 1968 года новый состав группы должен был провести небольшой тур по Скандинавии. Как позже вспоминал Пейдж о первом концерте:
Нас не слишком хорошо принимали там. И нам было немного хреново, потому что у нас было всего 15 часов, чтобы порепетировать вместе. Это было похоже на эксперимент - насколько же мы хороши на самом деле?
Впрочем, первые гастроли можно было считать успешными. Пейдж, как творческий руководитель, точно понимал, что и как должно звучать на сцене. Группа быстро сыгралась и к тому же успела сочинить полдюжины собственных номеров. Музыканты изменили название на Led Zeppelin. Можно было записывать первый альбом.
Запись пластинки уложилась в рекордные сроки - около 30 часов студийного времени. Во-первых, музыканты не стали изобретать велосипед и просто постарались повторить в студии то, что они вытворяли на концертах. Во-вторых, платить за студию пришлось из собственного кармана. Пейдж решил пойти не совсем традиционным путем. Обычно в те времена группа должна была понравиться продюсерам, те выдают аванс, который тратиться на оплату помещения и звукоинженеров. Однако, Пейдж решил сначала записать пластинку, а потом уже показывать ее крупным лейблам. Это было быстрее, давало больше свободы, но и продюсировать пришлось самому.
Надо признать, что и с этой частью работы Пейдж справился на отлично. Настолько, что даже ввел в ступор местного звукоинженера. Когда музыканты записывали песню "You Shook Me", Пейджу захотелось использовать "обратное эхо". Инженер сказал, что это сделать невозможно. Тогда Пейдж, буквально на пальцах, объяснил тому, как этого добиться и полностью проконтролировал все манипуляции с пленкой. Ошарашенный работник студии долго не мог поверить, что какой-то гитарист разбирается в тонкостях звукозаписи лучше, чем он сам.
Пейдж, кроме того, собственноручно занялся расстановкой всех микрофонов в студии, добившись на пленке эффекта реверберации
Запись была готова через две недели и немедленно отправлена в США. И также немедленно заокеанская компания Атлантик заключила с группой контракт на выпуск диска, да еще и выдала бешеный аванс. Причем, по условиям соглашения, музыканты получили полную свободу в своих действиях. Только они решали, когда альбом появится на прилавках, какой продолжительности и где будут проводиться туры в поддержку альбома и что выпускать на синглах.
Казалось, что все было похоже на сказку, но неожиданно, после релиза пластинки, на группу обрушились музыкальные критики. Как только те не склоняли музыкантов, называя их чуть ли не жалкими подобиями Cream или еще одной перераскрученной британской группой, пытающейся играть американский блюз. Именно с этого момента у Led Zepplin начались тяжелые отношения с прессой. Они не жаловали журналистов, а те, в свою очередь, не слишком любили их.
С другой стороны, альбом оказался очень успешным коммерчески. Через два месяца после выхода, он добрался до 10 места в чартах США. К 1975 году общий доход от продаж перевалил за отметку в 7 млн. долларов. В 2014 году диск был переиздан и поднялся даже выше - на 7-ю строчку.
Если же смотреть на пластинку в ретроспективе, то первый диск Led Zeppelin оказался значительным событием в истории рока. Да, тяжелое металлическое звучание в конце 60-х уже не было диковинкой - Хендрикс и Cream уже пару лет как открыли эту нишу. Однако, звучание Led Zeppelin было особенным - смесь тяжелого блюза, британского фолка и психоделии. Они великолепно держались на сцене, порой создавая странную атмосферу, переливающуюся оттенками тяжелейшего рок-н-ролла и мрачного мистицизма. Вполне возможно, что для 70-х Led Zeppelin стали такой же иконой, как Битлы для эпохи 60-х.
Понравилась статья? Поставьте лайк! It's so easy.
Еще о Led Zeppelin здесь -
Led Zeppelin - Physical Graffiti
Led Zeppelin - Led Zeppelin IV
Еще из британского хард-рока -