Мы начинаем рассказывать о Десятой Арктической Экспедиции :-) Как проходит переправа через трещины между льдинами? Почему детям не дали поплавать в Северном Ледовитом океане? Почему препятствия в походе - это хорошо?
Рассказывает руководитель отряда Полюс Матвей Шпаро.
Так получилось, что в этом году нам пришлось спешить. На прохождение маршрута у нас было не семь дней, как предполагалось, а всего пять.
В середине пути, 22 апреля, мы подошли к полынье. Это была абсолютно типичная арктическая полынья, которая располагалась ровно перпендикулярно нашему пути. По закону Мерфи никогда не встречаются полыньи, идущие параллельно маршруту, они обязательно преграждают путь :-)
Мы с Алексей Сейкин – нашим врачом – побежали в противоположные стороны по краю полыньи, чтобы проверить, нет ли прохода. Но увы, это была огромная трещина. Уверен, если бы мы посмотрели на нее сверху, то увидели бы, как две параллельных ломаных линии – края разошедшихся льдин – тянутся в обе стороны на десятки километров.
Вода в полынье была затянута тонким льдом, по которому можно было определить «возраст» полыньи. Ей было около пяти-шести дней. Этот лед еще не способен удержать человека, но открытой воды уже нет. Ширина полыньи при этом была значительная, метров 10-15.
Дети, особенно девочки, очень обрадовались :-) Очень им хотелось искупаться в Северном Ледовитом Океане.
Однако радость ребята испытывали не только из-за этой возможности. Многие считают, что основная сложность путешествия к Северному Полюсу – это преодоление препятствий (торосов и водных преград), плохая погода и холод. А на самом деле сильнее всего выматывает однообразие. «Белое Безмолвие».
Но мы решили испробовать новый способ переправы – с помощью катамарана, что позволило выиграть полтора часа, а это немало.
Чтобы полностью обезопасить группу, я надел костюм и перебрался через полынью вплавь, чтобы "поработать ледоколом" и сломать тот тонкий лед, которым была покрыта вода.
Несмотря на энтузиазм отряда по отношению к приключениям, для руководителей всегда более приоритетны безопасность участников и успешное выполнение основной задачи. На организацию преодоления трещины вплавь нам пришлось бы потратить не менее трех часов, что, во-первых, затормозило бы движение, а во-вторых, подвергло бы участников риску переохлаждения. Ведь во время одевания-переодевания-переправы одного из участников остальные стоят на берегу и ждут. Пассивное ожидание в холод у воды отнимает силы сильнее, чем активные действия.