Это выражение применяется, когда мы хотим сказать о жестоких, невыносимых страданиях. Как и многие другие фразеологизмы, оно имеет библейские корни.
А именно, ссылается на историю, которая повествует о божественной расправе над египтянами за отказ дать свободу народу Израиля.
Что именно сказано в Библии и что произошло в Египте на самом деле? Давайте разбираться.
Предыстория
Легенда о наказании египтян рассказана в книге Исхода (главы с 5 по 13). Она начинается с того, что Моисею, будущему организатору Исхода евреев из Египта, явился Яхве. Господь повелел евреям уйти из страны и отправиться в Землю Обетованную.
Однако когда Моисей передал эти слова фараону, тот над ним только посмеялся. «Кто такой Господь, чтобы слушаться его голоса?» - якобы спросил фараон. И добавил, что он Господа не знает и евреев не отпустит.
Божественная кара
Чем руководствовался Яхве, когда насылал на Египет одно бедствие за другим? Желанием посрамить заносчивого фараона или стремлением во что бы то ни стало убедить его отпустить на свободу народ Божий?
Ветхий Завет утверждает, что тем и другим одновременно. Судите сами.
Для начала Яхве занялся Нилом. Вода в реке, которой египтяне поклонялись как божеству, превратилась в кровь и стала непригодной для питья, а вся рыба в ней вымерла.
Однако фараон продолжал стоять на своем, и тогда Господь прибегнул ко второй казни. По слову Моисея из реки вышли жабы, заполнившие жилища египтян. В чем смысл этой казни?
Дело в том, что в Египте жабы и лягушки считались священными животными, будто бы управлявшими разливами Нила. Их массовое бегство, таким образом, предвещало неурожай.
Третьей казнью стало нашествие мошек. Так Яхве посрамил египетских божеств неба, воздуха, земли и здоровья, которые оказались не в силах защитить египтян и их скот от кровососов.
Орудием исполнения четвертой казни стали песьи мухи, или оводы. При этом насекомые кишели всюду, кроме области Гесем, где жили евреи.
Дальше - хуже. У египтян начался массовый падеж скота – пятая казнь, а затем на телах и людей, и животных появились язвы и нарывы – казнь шестая. Естественно, евреев эти напасти снова не коснулись.
Последующие казни выглядят как сценарий фильма в жанре апокалипсиса. Смертоносный огненный град, нашествие саранчи и непроглядная тьма – есть чего устрашиться до дрожи в коленях. Но худшей стала десятая казнь.
По велению Яхве, каждая еврейская семья должна была зарезать ягненка и окропить его кровью входы в свои жилища. Ночью на землю сошел ангел смерти и отправился в кровавое странствие по Египту, убивая первенцев в семьях египтян.
Печальная участь не минула даже наследника фараона. А вот дома евреев, чьи двери были помечены кровью жертвенных ягнят, небесный каратель обошел стороной.
Больше аргументов не понадобилось. Убитый горем фараон согласился отпустить евреев из Египта. Так начался Исход – долгое путешествие народа Израилева в Землю обетованную.
Что говорит наука?
Ученые соглашаются, что массовые бедствия в Египте действительно были. Однако происходили они на протяжении длительного периода и видеть в них знак божественного вмешательства бессмысленно.
Вероятней всего, за основу соответствующих глав книги Исхода их создатели взяли папирус Ипувера – исторический документ, написанный задолго до Ветхого завета. В нем описаны природные катаклизмы, происходившие в Египте в XIII веке до н.э. и связанные с изменением климата.
Необычайно сильные засухи привели к обмельчанию Нила и другим неблагоприятным экологическим последствиям, что заставило людей мигрировать из тех мест.
А в рассказе об огненном граде и «тьме египетской» запечатлелись свидетельства современников о тучах пепла после извержении вулкана Санторин в Средиземном море.