Поэты давно разгадали: самые изысканные трели птиц посвящены прекрасному чувству. Как часто весной или летом звучит волнующее пение соловья, обращенное к подруге. Ночью оно отличается особенной сложностью и разнообразием звуков. Самцы соловьев устраивают музыкальный турнир, надеясь на взаимность прекрасной самочки.
После того, как самка выберет избранника, возникает семья. О гнезде заботятся вместе, стараясь не привлекать излишнего внимания при пополнении семейства. Такие счастливые самцы ночью уже не принимают участия в концерте, зато утром, все, без исключения, оглашают лес своей музыкой, обозначая присутствие, границы территории, коротко переговариваясь.
Помимо соловья в наших краях живет много других певчих птиц, некоторые из которых учатся новым мелодиям на протяжении всей жизни. Например, жаворонок, умеющий вплетать услышанные звуки, благодаря чему его песни так оригинальны, но словно напоминают что-то знакомое. Родители обучают птенцов, и со временем звуковой диапазон только расширяется. В тех случаях, когда птенчик растет в неволе, его голосовые навыки оказываются не столь развитыми, что в дальнейшем уменьшает шанс найти пару.
Возникновением композиций на основе услышанного все не ограничивается: встречаются копирования отрывистых звуков и криков других животных. Среди подражателей известны случаи, когда способность воспроизводить хищных птиц отпугивала незваных гостей, уменьшая опасность. К таким «обманкам» прибегает сойка, копируя определенные сигналы. Так ее гнездо остается под защитой.
Одно из интересных явлений у некоторых певчих – существование диалектов внутри одного вида. Возможность таких изменений связана с широтой распространения и влияниям среды. При этом в местах, где существует несколько птичьих говоров брачные серенады привлекают самок в первую очередь к тем самцам, которые одного с ними диалекта.
Есть птицы, которые петь не могут, но все равно общаются друг с другом, доказывая, насколько высока потребность в коммуникациях. Они красуются, расправляя крылья, щелкают, предупреждая об опасности, создают изысканные танцы в период ухаживаний. Такая «механическая» музыка характерна для аистов. Приглашая самку в гнездо, самец откидывает голову и громко клацает клювом, а отгоняя противника еще и принимает угрожающую позу.
Все, что мы слышим в полях и лесах, призвано что-то сообщать или рассказать. Иногда об ожидании и тоске, о любви, или риске быть пойманным. Когда птицы гнездятся большими поселениями, они вынуждены издалека различать голоса, чтобы легче ориентироваться. К тому же, живя стаей, они часто сообщают сородичам о найденной еде, отлучаясь и возвращаясь за ней с новыми соплеменниками. Они способны выдерживать оборону, с помощью криков в унисон, чем отпугивают других претендентов на занятое место. Так мы видим, что птичий язык во многом похож на наш: он осмыслен и даже не всегда одинаков для одного вида, но содержит как конкретные команды, так и уникальные песни, призывающие к действию.