Найти тему

Невесты мира против царства молчания: как женщины Сирии борются за свободу и будущее своей страны

В потоке информации о сирийской революции 2011 года и последовавшей за ней войне редко можно услышать женщин, борющихся за свои права и будущее своей страны. Чаще всего они предстают в образе безликих жертв боевиков или беспомощных беженок, нуждающихся в гуманитарной помощи. Скрытая за пеленой стереотипов реальность намного многограннее. Находчивость, предприимчивость и стойкость, с которыми сирийские женщины в течение семи лет войны противостоят насилию, бесправию и угнетению, заслуживают пристального внимания и — вдохновляют.

Для сириек, чья роль в организации мирных протестов против авторитарного режима Асада была огромна, революция стала шансом бросить вызов системе отношений и норм, лежащих в основе сирийского общества. Вырвавшись из «царства молчания» (такой метафорой сирийские диссиденты описывают страну в период правления Асадов), активистки, правозащитницы, врачи и художницы вдохнули новую жизнь в движение гражданского неповиновения. Их сопротивление носит инклюзивный и всеохватный характер, объединяя женщин всех возрастов, религий и национальностей.

Одной из первых женских инициатив стало создание Местных координационных комитетов — сети низовых объединений, с 2011 года проводивших мирные демонстрации по всей стране и первыми сообщавших международному сообществу о преступлениях — как со сторону правительства, так и со стороны оппозиционных вооруженных групп. У истоков сети стояли женщины: Разан Зейтунех и Самира Халил. Они практически в одиночку запустили первый в стране независимый Центр документирования нарушений прав человека и вели поименные списки заключенных, убитых и подвергнутых насильственным исчезновениям.

Эти же комитеты заложили основу эффективной местной самоорганизации гражданского населения в период военных действий. Так, в Манбидже они помогли сохранить социальные структуры, находившиеся под угрозой дезинтеграции, по сути заняв место государства и учредив собственную своеобразную систему здравоохранения, распределения продовольствия и уборки завалов после авиаударов.

Примером уникального упорства стал Координационный комитет женщин Саламии. После того, как против участниц молчаливого протеста, выступивших в поддержку узников, а также против бомбардировок, была направлена волна гонений, активистки начали проводить сидячие демонстрации внутри своих домов. Не имея возможности выступать на улицах, они распространяют видео-обращения, держа в руках плакаты, осуждающие исключительную жестокость правительства. Ключевой девиз комитета — борьба за свободу и достоинство.

Несмотря на кажущуюся простоту их тактики, она разбивает штампованный образ сирийской оппозиции как гомогенной группы радикальных экстремистов, а тот факт, что подавляющее число жителей Саламии принадлежит к религиозному меньшинству исмаилитов (течению шиитской ветви ислама), ставит под сомнение официальные нарративы о государстве-защитнике уязвимых групп, так часто звучащие с экранов телевизоров.

© Atta Kenare / AFP
© Atta Kenare / AFP

В Ракке женское объединение «Джана» сосредоточило усилия на развитии экономической независимости и самодостаточности сириек вопреки атмосфере страха и отчаяния. В ответ на стремительный рост цен и удержание зарплат, активистки учредили два предприятия, предлагающие горожанкам рабочие места, главным образом связанные с готовкой и вышиванием. В ответ на нехватку пропитания в городе активистки провели акцию «Да будет хлеб», в рамках которой пекли и бесплатно раздавали питу всем нуждающимся. Они же приняли участие в таких совместных низовых кампаниях, как «Я не брошу школу», когда уроки для детей стали проводиться в подвалах зданий вместо сравнявшихся с землей школьных помещений, и «Делимся лекарствами».

Все основательницы группы глубоко верующие мусульманки, однако свою работу они направляют, в том числе, и против радикального исламизма, заявляя, что их борьба зиждется на противодействии любому видуавторитарного насилия. Большую долю своей энергии и инициативности участницы «Джана» посвятили культивированию солидарности и взаимопомощи, не ограничивающейся логикой выживания в зоне конфликта. Своей целью объединение видит строительство новой Сирию для всех ее жителей и искоренение искусственно насажденной межэтнической и межрелигиозной вражды.

Среди волонтерских организаций выделяются специальные женские центры, созданные для преодоления препятствий на пути полноценного участия женщин в политической, социальной и экономической жизни общества. Само существование таких площадок расшатывает укоренившуюся мужскую гегемонию, во многом обостренную всеобъемлющей милитаризацией пространства. Благодаря воркшопам таких центров о правах женщин заметно выросла явка среди сириек на выборы в местный совет в Восточной Гуте, близ Дамаска. Одна из лидерок организации «Современные женщины за развитие» полагает, что, как ни парадоксально, конфликт открыл для них новые горизонты:

«Женщины более уверены в себе и больше не боятся выражать свое мнение. Это проявляется в том, как они воспитывают детей и как взаимодействуют с мужьями и обществом», — говорит активистка.

Эффективное женское вмешательство в динамику войны наглядно показывает труд Ум Халед, основавшей первый в провинции Идлиб женский центр «Мазайа» для встреч и взаимной поддержки жительниц города Кафранбель. Ассоциация проводит бесплатные семинары по оказанию первой помощи, уроки английского языка и курсы компьютерной грамотности, а также предоставляет доступ к библиотеке, продвигающей идеи феминизма и развития образования в сфере прав человека.

В ходе разнообразных действий гражданского неповиновения против всех форм фундаментализма и террора участницы центра сшили самый большой флаг сирийской революции. Растянутое на несколько десятков метров полотно бросило вызов веренице черных флагов, прославляющих экстремизм.

Видео о Галии Рахал, главе центра «Мазайа» (на англ. языке)

Одной из главных форм манифестации сопротивления и несогласия для сириек стало искусство. Так, «Свободные женщины Дарайи» сыграли огромную роль в творческих протестах, среди которых достойна особого внимания кампания по сбору писем от матерей и детей заключенных, тысячами испарившихся в секретных тюрьмах режима: их строки были публично вывешены на улицах города как безоговорочное свидетельство замалчиваемых преступлений.

Группа из восьми девушек «Революционерки Эт-Талля» изобрела необычные способы привлечения местного населения к гражданской активности. Например, во время сбора урожая оливок они распространяли среди горожан традиционные свадебные приглашения вместе с оливковой ветвью, символом мира, однако торжеством оказывалось не бракосочетание, а протестная акция против милитаризма и насилия. В рамках другой акции революционерки покрасили стены Эт-Талля в красный цвет, олицетворяющий кровь мирных демонстрантов, пролитую на улицах Сирии.

Непосредственность и самобытность, переплетенные с необычайной храбростью, характеризуют Риму Дали, юристку по образованию, которая в апреле 2012 года вышла на улицы Дамаска в ярко-красном плаще, держа в руках плакат того же цвета, гласивший: «Прекратите убийства, мы хотим построить Сирию для всех сирийцев». Ее действия застали врасплох полицию режима, не привыкшую к мягкости и яркости такой тактики. Молва о женщине прокатилась по всей стране и, cловно спусковой крючок, спровоцировала серию флешмобов.

Следующим шагом, который предприняла Рима, стало создание перформанс-группы с тремя другими активистками и художницами. Кульминация их сотрудничества выразилась в представлении, своеобразном уличном театре, в ходе которого они прошли по главному рынку города в свадебных платьях, демонстрируя все те же ярко-красные баннеры. Впоследствии их назвали «Невестами мира».

Примером огромной выдержки и силы духа стала мобилизация женщин, оказавшихся во власти Исламского государства (организации, запрещенной в РФ). 17 июня 2013 года в Ракке сирийки организовали сидячую забастовку напротив штаб-квартиры ИГ в знак протеста против произвольных задержаний их отцов, братьев, сыновей и мужей. Женщины, несмотря на чрезвычайную опасность, требовали немедленного освобождения своих близких, скандируя один из лозунгов сирийской революции: «Нет ничего святее, чем свобода; нет большего греха, чем попытка ее украсть». Таким образом активистки бросили вызов эксплуатации религии для угнетения и насилия над людьми.

Не менее проникновенным примером бесстрашия стали одиночные пикеты школьной учительницы Суад Нафал, которая каждый день в течение нескольких месяцев приходила в самый центр ИГ с простыми самодельными плакатами. В нее плевали и стреляли, но это не сломило ее решимость и веру в гуманность, сострадание и равенство. По словам девушки, подобное выражение несогласия придавало ей силы и служило напоминанием о важности каждого малейшего шага на пути к освобождению. Последней каплей для ИГ стала демонстрация солидарности Суад с преследуемыми сирийскими христианами, после которой она была вынуждена покинуть свою родину.

Большое значение для активизма сириек имеют средства массовой информации и социальные сети. С помощью журнала «Сайедет Сурия» правозащитницы, общественные деятельницы и журналистки рассказывают о жизни женщин в Сирии и об их неиссякаемом героизме в период войны. Издание не только освещает вопросы культуры, но и пишет о психических заболеваниях, подверженных стигматизации, а также ведет кампанию против принудительных браков несовершеннолетних девочек, получивших широкое распространение именно в условиях войны.

Насущные заботы, страхи и чаяния сирийцев стали предметом передач интернет-радио «Сурияли», проливающего свет на то, о чем предпочитают молчать международные медиа. Выпуски охватывают вопросы свободы слова, человеческого достоинства, миростроительства и межкультурного обмена. Несмотря на тяжелейший гуманитарный кризис, начиная дискуссию о проблематике, которая, казалось бы, не является первоочередной в сложившихся обстоятельствах, разработчики ресурса помогают сирийцам представить будущее без войны и готовят их к конструированию той Сирии, ради которой они вышли на улицы в 2011 году.

Особые усилия «Сурияли» направляет на то, чтобы сирийские дети имели возможность оставаться детьми и выражать себя естественными для ребенка способами даже в условиях конфликта. Репертуар радиостанции варьируется от передач, где сказки на ночь оживляют воспоминания об играх, историях и шутках довоенного времени, до программ, в которых дети получают право голоса и возможность высказаться о своих мечтах и рассказать о том, какой они хотели бы видеть свою страну.

Защита детства стала делом многих гражданских активисток Сирии. Так, группа из десяти девушек в возрасте от 16 до 20 лет основала «Опекунскую сеть», деятельности которой сконцентрирована на психологической помощи детям, травмированным войной. Они также проводят тренинги для родителей и родственников по обращению с детьми в чрезвычайных ситуациях, рассказывая, например, о том, как справляться с шоковым состоянием, вызванным обстрелами и бомбежкой. Подобная организация в Восточной Гутедаже в условиях блокады и непрерывных авиаударов работает над развитием профессиональных навыков у людей, которым доверены дети, а именно у сотрудников школ, детских садов и приютов.

О «Сирийской гражданской обороне», известной под названием «Белые каски», сказано намного больше по сравнению с другими вышеперечисленными активистками и объединениями. Но даже здесь, к сожалению, женские лица скрыты и затушеваны. В ряду добровольцев на сегодняшний день более сотни женщин. Они бок о бок с мужчинами выполняют поисково-спасательные операции, ежедневно вытаскивая людей из–под завалов и предоставляя первую помощь. В «мирное время», когда с неба не сыплются бомбы, участницы оказывают медицинский уход и повышают уровень информированности среди жителей.

«Быть женщиной в Сирии сегодня означает быть сделанной из стали: она не сломается несмотря ни на что», — считает Манал, одна из волонтерок Сирийской гражданской обороны. Активное участие сириек всех профессий в деятельности спасателей подрывает устоявшиеся представления о роли женщины, и общество постепенно осознает, что в мире не существует гендерных преград для внутренней силы человека.

Мари Жюли