Предлагаю к чтению интервью о подарках с Маргаритой Лебедевой, создателем и руководителем издательского дома «Янтарь». Компании, которая пишет семейные истории, истории любви, сборники воспоминаний и стихов, оформляя всё это в книги, которые потом бережно хранятся для будущих поколений.
При чем тут Маргарита и подарки?
Дело в том, что каждый свой выполненный заказ они оформляют как подарок и создают вокруг процесса вручения семейной книги атмосферу настоящего праздника. Согласитесь, не самый традиционный подход в бизнесе. Мне захотелось узнать детали.
Но, как выяснилось, нашлось намного больше поводов поговорить про подарки.
Маргарита поделилась личной историей о том, как начала заниматься семейными книгами. В процессе разговора мы обсудили тему связи поколений и родовых сценариев. А еще Маргарита рассказала про списки желаний, которые ей пишут члены команды и про то, что она сама не умеет принимать подарки.
***
Маргарита, как ты пришла к тому, что решила вместе с выдачей заказанной книги дарить еще и подарки? Не всегда же это было?
Да, раньше мы просто передавали книгу в крафт-пакете. Помню, как сама привозила его на вручение и каждый раз думала: «Что-то не то. Надо что-то менять». У меня в голове сидела одна и та же картинка: торжественность, праздник! Вот ты покупаешь торт, в какой бы он ни был большой упаковке, если она красивая, ты несешь этот торт и радуешься. Хотелось такого же «торта» с книгой внутри.
Но я совершенно не понимала, как соединить книгу и праздник.
Где взять коробку? Чем ее наполнить? Только ли книгой? Или чем-то еще?
Одним словом, мысль о подарочной коробке не выходила из головы. Помню, меня тогда положили в роддом на сохранение со второй дочкой и я лишилась возможности перемещаться. Поэтому стала дистанционно искать людей, которые мне помогут. Можно сказать, что подарочную коробку я придумывала и собирала лёжа (смеется).
Начала непосредственно с коробки. Где заказать? Поиски в Тюмени мастерской или мастера ни к чему не привели… И тут в Instagram я увидела цветочный магазин с очень красивыми композициями в коробках. Ребята быстро ответили на мой вопрос, где они их заказывают – компания «Эстетис» (г. Екатеринбург). Я туда написала и заказала первый тестовый тираж. Вместе с консультантом мы сделали макет, выбрали материалы, цвета. Мне очень понравился результат!
Правда, когда мы положили в полученные коробки книги, стало ясно, что внутри пусто. Надо дополнить чем-то еще, нужны небольшие подарки. Начали размышлять.
Мы делаем в основном семейные книги. Поэтому наполнить коробки решили чем-то домашним, уютным. Например, шоколадом и пряниками ручной работы. Так мы нашли партнеров, которые разделили идею сохранения семейных ценностей и согласились предоставлять нам сладости.
Тут же пришла следующая мысль: сделать на заказ гранаты – небольшие сувениры из керамики. Тоже ручной работы.
Гранат – это символ семьи, плодородия, счастья. В Греции, к примеру, женщины носят серебряный гранат на цепочке. У меня тоже такой есть, ведь я наполовину гречанка.
Для керамического граната я попросила свою сестру-рукодельницу сшить бархатные мешочки. Все детали мы согласовывали по телефону, так как я все еще лежала в роддоме. Выбрали шоколадного цвета бархат, золотые бусинки и заказали россыпь янтаря, чтобы пришивать к мешочкам.
Коробка постепенно наполнялась разными подарками, но мне всего этого было мало (смеется). Также мы добавили флешку / диск в красивой упаковке с записью электронного варианта семейной книги, а саму коробку начали перевязывать разноцветными атласными лентами, чтобы создавать то самое ощущение праздника (вы помните про торт?).
А еще цветы! Для каждого клиента наши партнеры создают миниатюрный цветочный рожок.
Мне всегда очень хочется окружить семью, для которой мы пишем книгу, чем-то теплым и большим. В благодарность за то, что люди доверяют нам свои истории.
Сейчас вручение семейной книги – это целая традиция.
Кто-то говорит: «Я готов заказать у вас книгу даже ради вручения и коробочки». (смеется)
Сейчас я подумала, что мы с тобой по сути коллеги. Вы ведь, получается, подарки делаете?
Да, книги – это подарок на 99%. Редко бывает, что книга не привязана к какой-либо дате. Обычно заказывают за несколько месяцев, например, ко дню рождения, юбилею, свадьбе.
И мы часто приходим на праздник сюрпризом – как приглашенный Дед Мороз (смеется). Клиенты просят приехать, когда вся семья уже в сборе! Мы заходим во время торжества с коробкой, цветами... Невероятные эмоции! А еще мы всегда берем с собой фотографа, который снимает, как мы вручаем книгу, а после делает снимки на память семье. Получившиеся фотографии мы потом дарим клиентам.
Уверена, что немногие компании, занимающиеся аналогичным бизнесом, делают что-либо подобное. А что дальше? Вот вы подарили книгу, устроили праздник, вызвали эмоции. Дальше с клиентом продолжаете взаимодействовать?
Да, у меня есть база всех наших клиентов. Мы в офис заказали большой и красивый календарь, называется «Календарь прекрасных событий «Янтаря». Там у нас зафиксированы дни рождения всех клиентов, а у некоторых – даже даты памятных событий.
Допустим, заказывают книгу к свадьбе, мы себе просто эту дату записываем, чтобы молодоженов потом поздравлять с годовщиной.
Поздравляем по-разному.
Раньше каждому клиенту на день рождения я заказывала шоколад с доставкой и с карточкой «от Маргариты и Янтаря». Расходы и целесообразность таких затрат я на тот момент не считала. А потом оказалось, что при постоянно увеличивающемся числе клиентов делать подобные подарки уже не так легко.
Сейчас у нас почти 300 заказчиков в базе, которых мы поздравляем в течение года.
Обычно с семьями мы выстраиваем добрые отношения, но не приятельские, не дружеские. Есть граница. Зная историю семьи, мы эту границу переходить просто не можем, это не этично.
Сейчас в основном поздравления – это письма, звонки, сообщения. К кому-то я приезжаю с цветами, либо отправляю коллегу, но все зависит от конкретного случая.
Вспомнилась история. Как я подарила своему клиенту, руководителю федерации велоспорта, коробку с шоколадными медальонами, на которые были нанесены цветные картинки велосипедов. Он был очень рад!
Я часто делаю подарки, которые пробуждают в человеке чувства и разные воспоминания – даже из детства.
Вот, например, я каждый год лично поздравляю одного клиента с днем рождения, приезжаю к нему на большой праздник. Этот человек любит сохранять истории, традиции, он очень эмоциональный. Накануне праздника он даже пытается угадывать, что я ему подарю. Но, сам того не зная, подкидывает мне идеи, рассказывая о своей жизни. Так, я уже подарила ему: книгу о нем, картину, на которой художник по моему заказу изобразил его мечту, и даже валенки!
Про валенки вообще очень трогательная история.
Как-то раз этот человек поделился со мной случаем из своего детства: как старший брат ему, маленькому, рассказывал о том, что в дедушкиных больших валенках есть звезды. И мальчишка каждый раз верил и искал их там, но, разумеется, не находил. Так вот, эта картинка отпечаталась у меня в памяти. И на очередной день рождения я купила маленькие валеночки и написала сестре, которая рукодельничает: «Не знаю, как ты это сделаешь, но мне очень надо, чтобы внутри валенка оказались звезды!». В общем, сестра сделала мне звезды: вырезала их из какой-то бумаги, которая светится в темноте, наклеила блестки, камешки. Даже не представляю деталей, но получилось потрясающе – смотришь в валенок, а там звезды. Сказка же!
Я упаковала все это в большую коробку, поехала на праздник.
Именинник встретил: «Ну что там, что там?»
Я говорю: «Помните, ваш брат давал вам большой валенок и просил в него посмотреть? Что он говорил?»
Он: «Что там звезды».
Я: «Да. Открывайте подарок».
Он распаковал шуршащую бумагу: «Да ладно! Валенки», – посмотрел в них: «Там же звезды, настоящие!». Человек вообще не ожидал этого подарка – рассказал по случаю воспоминание и забыл. А я запомнила.
Конечно, не каждому нужен такой подарок. Все зависит еще и от того, что ты хочешь своим подарком сказать, какие эмоции пробудить.
В Новый год мы тоже обязательно вручаем подарки клиентам. В прошлом году были имбирные пряники. Развозим лично: составляем список, заранее узнаем адреса, я сажусь за руль, координатор издательства, Маша, – рядом, на заднем сидении – сотни подарочных кулечков. На это уходит дней 5-6. Но все это очень важно, потому что наша работа предполагает личный контакт и доверие.
А какое количество клиентов, которые делают повторные заказы?
Процентов 30. У нас есть клиентка, которая заказала уже четыре книги в стихах! Она с любовью дарит их близким. Принцип такой: на встрече девушка рассказывает про героя, а мы на основе полученных данных и воспоминаний пишем стихотворение о человеке в его любимой стилистике. В книгу добавляем фотографии, делаем обложку. Получается настоящий индивидуальный и очень трогательный подарок.
У тебя достаточно большая команда ребят. Их как-нибудь поздравляешь? С Днем рождения, например?
Да. Однажды в Новый год я просила каждого из ребят сделать список из 10 желаний, которые я могла бы для них исполнить. Теперь я выбираю из этих списков что-то на свое усмотрение и дарю.
А еще несколько раз в год мы устраиваем корпоративные фотосессии. Это тоже уже подарок-традиция. Одеваемся в едином стиле, выбираем место для съемок, фотографируемся, а потом идем куда-нибудь в кафе пообщаться.
Ты можешь коротко рассказать, что такое для тебя «Янтарь»?
«Янтарь» – это место, где соединяются поколения, соединяются семьи. Мы создаем условия для того, чтобы людям, которые обращаются к нам, было комфортно на всех этапах: от написания письма в издательство с просьбой рассказать о семейной книге до того момента, пока мы не отдали фотографии с финальной подарочной фотосессии. В большинстве случаев это получается.
Через семейную книгу человек встречается со своим прошлым. По сути, книга – это встреча с теми, кого ты знаешь и не знаешь одновременно. Мы ведь не знаем даже себя, очень часто не знаем.
Уверена, что узнавая истории своих близких, человек масштабируется. Постепенно приходит осознание, что МЫ – это не просто мы, а МЫ – это тысячи судеб за нами и в нас. И в этом моменте соприкосновения – самое настоящее волшебство. Поэтому и хочется атласную ленту и цветы.
Чаще всего, получая книгу, наши герои плачут от счастья. Они по-новому открывают родных и близких, себя. Я не знаю, меняется ли их внутренний мир, возможно, да. По крайней мере, я вижу глаза людей, как они реагируют, как они счастливы, как благодарят.
В нашем деле очень много благодарности. И это прекрасно.
Маргарита, а с чего вообще пришла идея писать книги?
Я обычно эту историю так подробно не рассказываю, потому что она какая-то детско-фантазийная что ли. Но тебе расскажу.
По образованию я журналист. Долгое время была связана с издательской деятельностью и СМИ. А потом начала делать корпоративные книги. И когда открыла свою компанию, то среди прочих предполагаемых услуг была так называемая «мемори бук». Я тогда понятия не имела, что такое «мемори бук» и как ее делать, хотя словосочетание показалось мне интересным. Не решившись эту идею развивать, я ее отложила.
А потом забеременела первой дочкой. В этот период начались глубокие внутренние трансформации. Я осознавала, что мне по-настоящему не нравилось ни выпускать журналы, ни писать корпоративные книги. Не настолько интересно, чтобы заниматься этим всю жизнь. А что мне было бы интересно, я не знала.
И вот тогда, во время беременности, я просто поняла, что, когда моя дочь родится, я ничего не смогу ей рассказать о семье, кроме истории о романтичном знакомстве ее бабушки и дедушки.
Я вообще ничего не знала о прошлом! Что у мамы было в детстве? Почему папе нравится крепкий черный чай? Что в их жизни случалось? И что они вообще на самом деле любят? О чем они думают? Пустота…
И, как сейчас помню, я просто легла спать. А через несколько минут поняла: буду писать семейные книги. Там, в 2014-м, я не знала, что такое семейная книга, откуда это словосочетание, как это вообще писать!
Я решила просто начать. Что-нибудь написать про дедушку.
Моего дедушки не стало за один вечер в 2009 году. Утром в тот день он позвонил и позвал меня в гости, а я сказала: «Может быть, приду», – и не пришла. А отправилась домой готовиться к занятиям. Читала произведение Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Безумно красивый перевод Бунина заканчивался эпизодом, как главный герой, вождь племени индейцев, уходит из жизни. В момент, когда я дочитывала книгу, мой дедушка умирал. Понимаешь? Но как я тогда могла соотнести эти события и понять, что жизнь мне открывает то, что я узнаю только через несколько часов. Во мне засело чувство вины. Я не могла себе простить то, что не пришла к нему тогда.
Так вот, про книги. Решив написать текст, я пошла к бабушке и стала расспрашивать про него, про их жизни, про прошлое. Так родилась первая биография родного человека.
Но что с ней делать, я снова не понимала. Как оформить в книгу? В какую обложку?
И опять (точнее это был первый раз) мне помог Instagram. Я увидела, что в Тюмени открылась цветочная мастерская «Клевер». Они тогда начали делать блокноты с деревянными обложками, на которых выжигали надписи. И я подумала: «Здорово было бы биографию дедушки соединить с такой обложкой!». Написала ребятам и заказала обложку для будущей книги, попросила выгравировать на ней лебедя. Так появилась на свет самая первая семейная книга.
Конечно же, тогда мы не смогли сделать всё так, как надо: размер листов был больше обложки, кольца переплета проткнули текст и фотографии… Книга состояла буквально из 4-5 страничек. Но и это уже была победа.
В социальные сети я выложила видео, как листаю книжку с биографией дедушки, написала, что мы можем делать такие истории и поняла, что теперь все изменится.
Буквально через несколько дней мне поступил первый заказ на историю любви. Я, конечно, взялась, хотя понятия не имела, как это делать.
Вот так благодаря дедушке мы начали заниматься семейными книгами.
А про чувство вины... Я справилась с ним только через 8 лет. Все так. К нам в издательство обратилась девушка – сказала, что записывала воспоминания своего деда и теперь хочет издать книгу в подарок на его день рождения. В процессе работы я начала соприкасаться с большим количеством совпадений: герой книги пилот, как и мой дед, ему должно исполниться 82 года – столько же могло бы исполниться и моему, к тому же именно внучка собрала биографию, как и я когда-то. В общем, история отчасти повторилась и стала для меня осознанием того, что дедушка меня простил. Я словно почувствовала его поддержку.
Мы издали книгу в 11 подарочных экземплярах и один, основной, подготовили для героя. Синяя кожаная обложка, золотая надпись и настоящий значок Аэрофлота. Получилось очень красиво. Человек был счастлив.
Получается, что ваша профессия – это делать подарки. И вы что-то в жизнях людей меняете с помощью своей работы. Ведь что такое семейная книга? Это некая концентрация благодарности и любви. И когда люди вам заказывают подарок, они хотят эту благодарность выразить через книгу. Вы даете им способ.
Условно: можно пойти в магазин купить дорогую вещь, а это же не вещь... Это абсолютно не материально, не функционально. Ощущение, что ты переключаешься из мира материальных ценностей в мир каких-то других ценностей. И то, что вы делаете, это из разряда чего-то по-настоящему ценного. Есть ли такое ощущение?
Да. Мне очень понравилась твоя мысль про нефункциональность книг. Это подарок совершенно из другой области, хотя со временем человек начинает понимать, какую пользу ему приносят собранные со всех его родных и упорядоченные в книге воспоминания.
Знаешь, почти все книги у нас заказывают женщины. Мужчины обращаются в издательство намного реже (за пять лет работы меньше 10 запросов) – но каждый из них хочет сберечь историю своего рода, чтобы передать ее детям. Это очень сильный посыл, важный.
Что лично для тебя значат подарки? Есть ли к ним какое-то особенное отношение? Ты вот просишь своих сотрудников написать списки желаний, а какие подарки предпочитаешь сама?
В этом плане я довольно скучная и сюрпризам часто предпочитаю определенность. А потом сижу и думаю, как же хочется чуда! А какое тут может быть чудо, если я сама его пресекаю и прошу, условно, конкретный парфюм?
А вот дарить подарки и удивлять я очень люблю! Например, в день рождения мужа я завязала ему глаза, посадила в машину и увезла в неизвестном направлении. Когда мы добрались до места, взяла за руку и повела по улицам. Люди оборачивались и улыбались нам. Мы пришли в винный клуб на дегустацию – он обожает интересные вина! Когда я сняла с него повязку, он увидел украшенный для нас столик… Столько было радости в его глазах.
Но и в себе развиваю эту готовность к волшебству, к умению довериться, принять сюрприз и порадоваться ему. Полгода назад муж подарил мне романтическое путешествие в Петербург.
Я мечтала об этом, но из раза в раз просила подарить мне что-то полезное, нужное. И как же я рада, что он меня не послушал (смеется).
Моя янтарная команда тоже удивила меня, преподнеся на мой день рождения книгу со стихами – зарифмованную судьбу. Я почувствовала то, что чувствуют наши герои. Это настоящее волшебство!
Вообще сами по себе подарки – это удивительно, они пробуждают столько благодарности, столько чувств. Поэтому я учусь их принимать.