Найти тему
Чемпионат

ЧМ-1965. Кубок – навечно в СССР!

В Тампере сборная СССР выиграла все матчи, тройка Альметова нокаутировала соперников, а звено Старшинова сыграло без Евгения Майорова.

Очередное первенство планеты стало 32-м по счёту в своей истории и шло в зачёт как 43-й чемпионат Европы. Соревнование прошло в период с 3 по 14 марта в финском городе Тампере. Первый для финнов домашний лёд не помог сборной Суоми хотя бы зацепиться за медали. Команда уже привычно к тому времени закончила турнир в конце турнирной таблицы.

Стоит отметить, что в преддверии этого чемпионата мира в ИИХФ приняли решение о небольшом изменении в правилах. Так, при равенстве очков у двух боровшихся за призовые места коллективов теперь надлежало отдавать предпочтение той команде, которая добилась успеха в личной встрече. Что, согласитесь, вполне логично. Если же нужная игра завершилась вничью, то решили учитывать заброшенные и пропущенные шайбы исключительно в матчах со сборными «большого квартета» – СССР, Чехословакии, Швеции и Канады.

Но прибегать к подсчёту голов не пришлось. Причиной тому стала полная гегемония советской сборной, прошедшей турнирную сетку без единой потери. В общей сложности подопечные Аркадия Чернышёва и Анатолия Тарасова 51 раз (!) поражали ворота соперников. Среди которых помимо указанного «большого квартета» значились команды ГДР, Норвегии, Финляндии и США. Мировой чемпионский титул стал пятым для СССР и третьим подряд. Таким образом, кубок чемпионов мира был вручён нашей легендарной сборной на вечное хранение.

Главный матч. СССР — Чехословакия — 3:1 (2:0, 0:0, 1:1)

Да, в последнем туре советская ледовая дружина взяла верх над канадцами – 4:1. Привычно, когда главным матчем для отечественной сборной называют именно битвы с «кленовыми листьями». Однако на сей раз североамериканцы выступили неудачно, а вот чехословаки, с которыми наши хоккеисты сражались встречей ранее, всерьёз претендовали на золото. Спортсмены, ведомые Владимиром Боузеком и Владимиром Косткой, оступились лишь однажды, не совладав со сборной СССР.

В ключевой схватке советский вратарь Виктор Коноваленко не справился лишь с одной атакой соперника. А вот в противоположные ворота шайбы влетали трижды. Постарались защитник Виктор Кузькин, а также нападающие Вячеслав Старшинов и Леонид Волков. Хоккеисты Чернышёва и Тарасова порой закручивали такие хитроумные комбинации, что чехословаки попросту не понимали, как противодействовать и что делать. А когда советские спортсмены включали свои фирменные скорости, то противоядия этому было попросту не найти. Прибавить в нужный момент, задавить, перебросать соперника – вот он, ключ к успеху.

О силе той сборной Чехословакии, которая пала перед СССР, говорит и сильная в целом игра вратаря Владимира Дзуриллы, вошедшего в символическую сборную по итогам чемпионата. В списке лучших оказались защитник Франтишек Тикал и нападающий Ярослав Иржик, ставший лучшим снайпером. Остальные места достались Александру Рагулину, Константину Локтеву и Александру Альметову.

Главные герои: прорыв тройки Альметова

Выделять кого-то одного из той чемпионской плеяды было бы некорректно. А потому первым делом обратим внимание на двух наших самых результативных форвардов – Альметова и Локтева. Вообще же тройка Александров – Альметов — Локтев сметала на своём пути любые укрепелния. В активе Альметова 7 голов и 5 результативных передач, Локтев отличился столько же, но отдал на один пас меньше. Показатели Александрова – 4+5.

К слову, некоторые, в том числе и Анатолий Тарасов, вплоть до 1963 года считали Александрова трусом — не идёт в стыки, боится силовой борьбы, не постоит за партнёра. Непорядок! Однако в 1965 году Вениамин окончательно развеял этот миф, а звено за свою мудрость и мастерство стали называть не иначе, как «тройкой академиков».

Вспомним и ещё один занимательный факт. Впервые без Евгения Майорова, которым был недоволен всё тот же Тарасов, сыграла тройка великого спартаковца Вячеслава Старшинова. Старшинову и Борису Майорову, который был капитаном сборной, пытались найти замену в лице Анатолия Ионова, но того взаимопонимания, как в связке с родным братом, у Бориса не нашлось. Это нам подтвердил и сам Майоров.

«С нами даже не посоветовались! Человека (Евгения Майорова. – Прим. «Чемпионата») просто из орбиты выбросили. Даже Аркадий Иванович с нами не поговорил. У меня с Чернышёвым были хорошие отношения. Ну хоть бы предупредили! Толя Ионов – замечательный мужик, хороший парень. Он где-то в своём интервью сказал, что мы со Старшиновым его игнорировали. Ничего подобного! Он в другой хоккей играл в ЦСКА. Не в наш спартаковский хоккей. Поэтому он просто не вписывался к нам в тройку. А его просто поставили, и всё. И мы играли. Повторюсь, он никак к нам не подходил. Нам со Старшиновым было некомфортно», — вспоминал Борис Майоров.

Неплохо себя проявил и универсал из московского «Локомотива» Виктор Якушев, закрывавший необходимые позиции. Такой хоккеист требовательному тренерскому штабу был крайне необходим.