Найти тему
Истории об истории

Летающая платформа — самая удивительная разработка армии США в 50-х

Оглавление

В музее авиации Хиллера, в штате Калифорния, есть очень необычный экспонат, представляющий собой крестообразную раму с небольшой платформой. На этой платформе стоял пилот, пристегнутый ремнями. Небольшой двигатель передавал усилие на роторы диаметром чуть более 4,5 метров с помощью ременного привода.

Это — так называемая «летающая платформа» или аэроцикл.

Первая разработка

Первую концепцию летательного аппарата представил инженер НАСА Чарльз Циммерман. Это была одна из разработок в популярной тогда теме создания персональных летательных аппаратов вертолетного типа.

Аппарат HZ-1 «Aerocikle»
Аппарат HZ-1 «Aerocikle»

По мнению изобретателя, размещение винта в нижней части устройства повышало его устойчивость в полете. Управление платформой предполагалось наклоном корпуса пилота в ту или иную сторону. Примерно то же самое сейчас используется на «сигвеях».

Две пары вращающихся в противоположном направлении винтов исключали вращение самой платформы. Хотя, конечно, представляли серьезную опасность для пилота, который находился над ними. Скорость, направление и высота полета регулировались мотоциклетным рулем.

Испытания аппарата
Испытания аппарата

Заказ из Пентагона

Для использования в армии США образец назвали HZ-1 «Aerocikle». Первый полет был осуществлен 22 ноября 1954 года. Всего было проведено более 160 полетов продолжительностью 15 часов. Военными было заказано несколько таких аппаратов. Их предполагалось использовать в качестве разведывательных средств.

Кажущаяся простота в управлении на самом деле не была таковой. Надежность платформы также оставляла желать лучшего: лопасти часто сталкивались друг с другом, поднимали тучи пыли и камней при влете и посадке. После очередного падения аппарата, чуть было не закончившегося гибелью пилота-испытателя, военные отказались от использования этой модели.

Крушение HZ-1 «Aerocikle»
Крушение HZ-1 «Aerocikle»

Технические характеристики

Вес платформы был небольшим — около 80 кг. Высота чуть более 2-х метров. Роторы приводились в движение 40-сильным двигателем Mercury Marine 20H. При средней скорости около 90 км/час аппарат мог преодолеть более 20 км на высоте 1500 м. При емкости топливного бака 3,8 литров продолжительность полета составляла 45 минут.

Конструкция компании Хиллера

Немного позднее руководство Пентагона вернулось к этой теме, взяв на испытания аппарат VZ-1 компании «Хиллер Авиэйшн».

Аппарат Hiller VZ-1
Аппарат Hiller VZ-1

Его отличали небольшие конструкционные изменения, связанные в первую очередь с уменьшением длины винтов до 3-х метров и заключению их в круглый корпус. Устойчивое вертикальное положение платформа достигала самостоятельно, за счет развивающей подъемной силы смещенного вниз края. Направление движения менялось небольшим отклонением тела пилота. Вообще, аппарат в полете был очень стабильным.

Характеристики VZ-1

В конструкции использовали два шестицилиндровых 40-сильных двигателя Nelson H-56. Вследствие этого вес увеличился почти до 168 кг. На высоте 10 метров аппарат развивал скорость до 26 км/час.

Испытания прошли успешно. Военным ведомством у Хиллера были заказаны несколько платформ. Однако образцы так и не пошли в серийное производство — в условиях прямого боестолкновения пилот и аппарат были крайне уязвимы для простого стрелкового оружия.

Образец также сохранился до наших дней и находится в Национальном музее авиации и космонавтики США.

Hiller VZ-1 в музее
Hiller VZ-1 в музее

Назад в будущее

Надо сказать, идея персонального летательного аппарата переживает в наши дни второе рождение.

В условиях мегаполиса передвижение человека из одного пункта в другой становится весьма проблематичным, поэтому многие компании сейчас разрабатывают летающие платформы по двум направлениям. Старая винтовая схема с несущим ротором в защитном кольце либо новая — с газотурбинным двигателем и эжекторным ускорителем тяги.

Каждая схема имеет свои преимущества и недостатки. За какой моделью будущее — покажет время.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!