Найти тему
АМУНИЦЫЯ

Уснувший диспетчер: трагедия в Омске

Это был глубокая осень, и температура уже опустилась до +3. Ветер тихо завывал над территорией аэропорт Омск-Центральный. Вместе с дождём и облачностью погода создавала сложные метеорологические условия, однако они были ещё вполне допустимыми для работы.

11 октября 1984 года рейс компании "Аэрофлот" SU 3352 совершал плановый полёт по маршруту Краснодар - Омск - Новосибирск, вылетев из аэропорта Пашковский в 23:37 по Московскому времени 10 октября. На борту вместе с девятью членами экипажа находилось также 170 пассажиров, среди которых были и 24 ребенка. Общий вес заполненного самолёта не превышал допустимой нагрузки.

Подлетая к аэропорту в Омске, экипаж авиалайнера доложил диспетчеру о своём подходе, запросив посадку, однако поначалу ответа от 23-летнего диспетчера Андрея Бородаенко лётчики не дождались. Лишь после повторного сообщения в эфире последовало разрешение на посадку.

Когда самолёт вышел из облаков, опустившись до уровня в 100 метров над землёй, экипаж предпринял попытку включить фары, но, в связи с высокой облачностью и моросящим дождём, данная процедура не улучшала условий полета, наоборот, создался световой экран, ухудшающий видимость, поэтому фары были выключены.

После того, как штурман авиалайнера доложил командиру о видимости огней подхода и установления контакта с наземными ориентирами тот принял решение садиться, хотя условия и были достаточно сложными. Когда самолёт пролетел радиомаяк экипаж снова предпринял попытку включить фары, после чего командир экипажа Борис Степанов к своему удивлению обнаружил впереди на полосе нечеткие очертания каких-то предметов:

- Что там на полосе?, - спросил Степанов.
а, отсвечивает что-то. - ответил ему штурман Юрий Блажин

Экипаж не смог вовремя распознать угрозу, поскольку в тот момент на полосе работали 3 автомашины - 2 снегоуборщика и 1 УАЗ, которые, к сожалению, не были оснащены проблесковыми маяками.

-2

Через 1 секунду после касания шасси самолёта поверхности ВПП экипаж заметил впереди в свете посадочных фар автомашину и начал отворачивать самолёт вправо, но было уже поздно.

В 2:39 ночи по Московскому времени, спустя мгновение после касания, рейс SU3352 столкнулся со всеми тремя автомашинами, работавшими на полосе. Ужасу трагедии добавило и то, что на обоих снегоуборщиках были ёмкости с керосином по 7,5 тонн каждая, которые после столкновения взорвались.

Последовал удар и мгновенный взрыв, развернувший лайнер влево. Фюзеляж самолёта разломился надвое, его передняя часть перевернулась и загорелась. Изуродованный борт остановился в 95 метрах от здания аэропорта Омск-Центральный.

-3

Все эти трагические события развивались настолько стремительно, что спасатели элементарно даже не могли провести эвакуацию тех, кто выжил. А, как ни странно для подобных происшествий, в катастрофе выжило 5 человек.

Расследование очень быстро обнаружило основную причину трагедии. Дело в том, что авиадиспетчер Андрей Бородаенко выпустил на полосу те самые 3 автомашины, обслуживавшие аэропорт, однако не сообщил экипажу об этом. Он должен был включить световое табло "ПОЛОСА ЗАНЯТА", но попросту уснул. И это не речевой оборот. Бородаенко действительно уснул на рабочем месте.

По итогам расследования Омский областной суд приговорил виновных в катастрофе к разным срокам заключения:

  • руководитель полётов Борис Ишалов и стартовый диспетчерского пункта Андрей Бородаенко были осуждены на 15 лет,
  • авиадиспетчер посадки Василий Огородников — на 13,
  • Михаил Токарев (начальник погибшего мастера аэродромной службы Ивана Прохорова) — на 12 лет общего режима.

Спустя 4 года после случившегося тюремные надзиратели обнаружили тело Андрей Бородаенко, который, по одной из версий, не справился с моральным грузом и муками совести, и покончил с собой. Однако стоит отдельно сказать, что не один Бородаенко был повинен в катастрофе, поскольку к ней привела цепочка событий и ключевых решений работавших в ту ночь сотрудников аэропорта. В частности следствие выяснило, что Ишалов запросил у Бородаенко выход машин на полосу, но, не дождавшись ответа от того, всё равно решился на этот шаг.

К слову в то время на авиадиспетчеров выпадала нечеловеческая нагрузка. Они работали долго, и практически не имели возможность для полноценного отдыха, тем более, у Бородаенко уже тогда было двое детей. На суде Бородаенко даже толком не мог вспомнить обстоятельства трагедии, лишь сказав: "Если записи подтверждают - значит всё так и было...". Вины своей не отрицал.

Авиакатастрофа в Омске остается самой крупной российской катастрофой по количеству жертв. Тогда погибло 178 человек (174 человека погибло на борту, из них 169 пассажиров и 5 членов экипажа — все бортпроводники; кроме того погибли 4 работника наземных служб).

Выжило 5 человек — все 4 пилота и 1 пассажир; ранения из них получили второй пилот и пассажир (командир Борис Степанов, штурман Юрий Блажин и бортинженер Виталий Пронозин не пострадали).

В Кемеровской области живёт единственный пассажир того рейса, который категорически не хочет вспоминать тот день. Что до летчиков, то каждый год 11 октября они поздравляют друг друга с днём рождения.

Из свидетельских показаний Владимира Шадрина, инженера лётного отряда, собиравшегося вылететь на борту № 85 243 в Новосибирск и одним из первых оказавшегося на месте катастрофы:
— В кабине автомобиля УАЗ находился техник аэродромной службы, который руководит ветродувами и проверяет коэффициент сцепления. Техник сидел на переднем сиденье, горел. Пожарники затушили. Водитель автомашины был на сиденье, по-моему, без головы... Я на полосе встретил окровавленного мужчину из экипажа самолёта. Он ругался и сказал, что дважды запрашивал посадку у диспетчеров.
Вскоре здесь же оказался и командир самолёта. Он был в одной рубашке, вооружённый пистолетом, побежал вдоль рулёжки. Я пошёл за ним, опасаясь, что он сгоряча может что-нибудь наделать...
Анимация авиакатастрофы в Омске "Максимум" (НТВ)
Анимация авиакатастрофы в Омске "Максимум" (НТВ)

В моём блоге вы можете прочитать о других резонансных катастрофах: "Последними словами пилота было "Не убивайте!"" "Почему упал самолёт, летевший в Сирию?" "Авиакатастрофа унесла жизни 583 человек" "Самолёт-"Бомба" замедленного действия" "Как пилота вытянуло в окно кабины самолета" "Столкновение в небе над Германией" "Как погиб хоккейный "Локомотив"" "Как Airbus врезался в гору" "Как самолёт упал на детский сад", "Крушение Боинга 747 над Токио", "Забытые авиакатастрофы над Тулой и Ростовом"

Если хотите продолжения - подписывайтесь на мой канал!