Харьков, 1985 г.
«Огонек» — одна из самых популярных песен Великой Отечественной войны. Ее слова и музыка звучали в тылу и на фронте, в партизанских отрядах, печатались в газетах, журналах, песенниках, листовках.
Слова этой песни принадлежат Михаилу Исаковскому.
19 апреля 1943 года стихи «Огонек» печатает газета «Правда». Музыку и ним пишут известные композиторы, многочисленные самодеятельные авторы...
Ответ на вопрос об авторе самой популярной мелодии «Огонька», приобретшей всенародную известность, дал — уже в наши дни — ташкентский композитор Владимир Васильевич Дементьев, ведущий телевизионного цикла «По следам окопных песен» Узбекского телевидения.
Ему удалось отыскать свидетелей и документы, которые помогли установить авторство харьковчанина Валентина Павловича Никитенко.
...Харьков, улица Семиградская, 55. На стене в просторной гостиной — портрет молодого краснофлотца. На этажерке — баян, отливающий перламутром.
Таким в годы войны был мой муж,
— говорит Татьяна Николаевна Баканова.
А это его инструмент, с которым он не расставался ни в праздники, ни в будни.
Будущий музыкант родился в 1921 году на окраине Харькова. С раннего детства Валентин перенял от отца любовь к музыке, учился нотной грамоте и навыкам игры на музыкальных инструментах. После семилетки окончил Алексеевское педучилище Харьковской области, работал учителем пения в одной из школ Донбасса.
В ноябре 1940 года Никитенко призвали на военную службу. Он попал во 2-й зенитно-артиллерийский полк, который располагался в Кронштадте, приобрел специальность связиста.
* * *
Началась Великая Отечественная война. Кронштадтский гарнизон держался стойко. Здесь продолжала действовать и художественная самодеятельность, которой руководил Валентин Никитенко. Молодой матрос организовал оркестр, получивший звучное название «Буффонада». Концерты проходили в частях, на кораблях, зенитных батареях. В репертуаре «Буффонады» были и песни на музыку Валентина Никитенко: «Балтийское море», «На горе белым-бела», «Что за славные ребята», «Фронтовая борода»...
В начале апреля 1943 года «Буффонада» начала подготовку к первомайскому празднику. Однажды Валентин Никитенко отправился в полковую библиотеку, чтобы подобрать материал для концерта в свежих газетах и журналах. В номере «Правды» его внимание привлекло стихотворение «Огонек».
В тот же день в присутствии своих друзей Валентин сочинял новую песню...
В праздник небольшой зрительный зал красного уголка части заполнили морские зенитчики и гости из расположенной рядом роты МПВО. «Огонек» прозвучал в финале концерта. Солировала связистка МПВО Тамара Виноградова. Песня быстро распространилась по Кронштадту. Вскоре ее запели на всех кораблях Балтики.
Позднее Никитенко написал партию трубы. Плавная, мелодичная, она придавала песне особую ритмическую окраску...
А как сложилась судьба Валентина Никитенко в дальнейшем? После демобилизации он вернулся в родной Харьков, стал работать в школе учителем пения, создавал ансамбли баянистов и аккордеонистов.
Весной 1969 года пятиклассник харьковской школы № 44 Гриша Шупляк увидел по телевидению ташкентскую передачу «По следам окопных песен». Ведущий рассказал об истории нескольких фронтовых песен, упомянув, что до сих пор, несмотря на долгие поиски, не установлен автор мелодии «Огонька». Едва закончилась передача. Гриша написал письмо в Ташкент, где и рассказал о своем школьном учителе В. П. Никитенко.
Накануне празднования 30-летия Победы Никитенко пригласили в Ленинград на встречу с однополчанами.
9 мая 1975 года в ленинградском Дворце культуры «Невский» состоялась встреча ветеранов, на которую собралось около 600 человек. В. П. Никитенко пришел сюда с баяном. Под его аккомпанемент вновь прозвучал в тот вечер «Огонек».
Расставаясь, боевые друзья спросили Валентина Павловича:
Как ты относишься к тому, что в песенниках пишут: музыка «Огонька» народная?
То, что песня стала народной, мне очень приятно. Что же касается славы, то, поверьте, я об этом никогда не думал и не ставил вопрос о своем авторстве.
Спустя два года после смерти Валентина Павловича эксперт Всесоюзного агентства по авторским правам вынес официальное заключение: «Считать музыку к песне «Огонек» оригинальной, принадлежащей краснофлотцу В. П. Никитенко».