Рассмотрим один из самых распространенных видов "недоказуемого" мошенничества, который набирает обороты в интернете.
Рассмотрим сначала как люди попадают в лапы мошенников, а потом уже разбор полетов.
Как Вы наверно обращали внимание, достаточно часто, поискав что то в интернете, Вас начинают преследовать объявления с уникальными предложениями, которые при этом выглядят достаточно убедительно. Например, вчера искали видеорегистратор, а сегодня, на серьезном сайте (новостной из ТОП10), показывается реклама видеорегистратора 3 в одном за какие то скромные 1990 рублей.
Отсюда и пойдем дальше.
Переходим по ссылке, и видим завлекательную длинную страницу, где описано, что идет распродажа старой коллекции (распродажа склада после банкротства, супер акция от производителя) видеорегистратора, с FULL HD разрешением, GPS датчиком, и т.д. и все это за скромные 1990 рублей, вместо 7350 рублей.
Акция вот вот закончится и остается всего 15 штук.
Варианты предложений есть разные (супер бинокль, часы известного бренда, мега массажер для пресса и т.д.), но суть у всех одна - супер цена, действует всего несколько часов, всего несколько штук осталось и т.д.
Сомнительно? ну да, а куда без этого? и тут, доказывая честность предложения, "ОПЛАТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ". Гарантия 3 года от производителя.
А далее "честные" восторженные отзывы счастливых владельцев. И даже видео отзывы.
Ну вроде уже не обманут.
Заполняем внизу в окошках имя и номер телефона и ждем звонка.
Звонят быстро, просят подтвердить заказ, далее адрес для доставки.
Все, ждем.
Через 3-5 дней с почты приходит квиток, и летим за своим чудоприобретением.
Приходим на почту, выносят коробку, и просят оплатить. Вносим 1990 рублей + доставку 300-400 рублей, и хватаем коробку.
И на этом сказка заканчивается. Начинается реальность.
Открываем коробку, и видим самый дешевый видеорегистратор (детский бинокль, валик для живота), который в гипермаркетах продавался по 300-500 рублей. И хорошо если он работает.
Обратно к окошку на почте, "меня обманули, отдайте деньги", а там разводят руками - мы просто сервис по доставке, и помочь ничем не можем. Обращайтесь в полицию.
Я не буду рассказывать тут про попытки вернуть деньги, но по факту Вы столкнетесь со следующим:
1. Контактный телефон на сайте не отвечает (если он вообще есть)
2. Телефон с которого Вам звонили - это просто колл-центр, который передает информацию заказчику и ничем помочь не могут
3. По адресу, указанному на сайте (или по пробивке через ИНН с сайта налог.ру) - никого нет
4. При обращении в полицию (если пойдете туда) получите ответ - где доказательная база что Вас обманули. По факту получили же регистратор? да. На сайте указано что товар может отличаться от фото? да. Ну вот Вам и ответ.
Как определить, что предложение от мошенников, и как не попасть в их сети:
1. Самое простое - проверить поставщика. Идем вниз, смотрим юридическое лицо. Первое, на что стоит обратить внимание, это можно ли скопировать ИНН или название. Если нет (адрес и реквизиты сделаны в виде картинки) - первая галочка. Но это не показатель.
Далее идем на сайт nalog.ru -> индивидуальные предприниматели -> проверка контрагентов. Вбиваем ИНН и проверяем соответствие ИНН и названию на сайте. Часто, что бы сбить с возможности поиска по отзывам расширяют на сайте название - реальное ООО Торговый экспресс, а на сайте указана ООО Торговый центр бизнес экспресс. Т.е. не обманули, но отзывы найти сложнее будут
Набираем название поставщика в яндексе (реальное и указанное на сайте) со словом отзывы. И смотрим отзывы. Еще лучше добавить слово обман или синоним.
Если отрицательные отзывы есть, значит Вы себя спасли этим. Смело уходим с сайта и радуемся.
Так же стоит обратить внимание на "политику конфиденциальности" (ссылка обязательно по закону внизу сайта) - там должно быть указано тоже юридическое лицо что и на сайте. А не какое то эфимерное значение - сайт, интернет магазин и т.д.. Если указано другое юридическое лицо - проверяем и его.
2. Контактная информация.
Контактная информация - это номер телефона. Если он указан на сайте, это хорошо, если нет, значит не хотят что бы им звонили. Адрес и е-мейл не являются показателями в данном случае. Если телефон есть - звоним на него. Должны поднять трубку.
3. Способ доставки.
Если пишет что оплата при доставке по почте - основной показатель вероятного обмана. На почте Вам не дадут посмотреть посылку, пока её не оплатите. А когда оплатите - деньги уже не вернут.
4. Стоит так же посмотреть, сколько стоит данный товар на aliexpress - если там он стоит 5000 рублей, а предлагают за 1990 - что то тут не так. Чудеса бывают только в сказке.
5. Если у поставщика и на сайте есть телефон, и отзывов нет негативных, и вроде все нормально с доставкой (про почту не слова), и делаем заказ, рекомендую делать на номер телефона, который можно отключить на время. Почему? - об этом ниже.
Делаем заказ, и прилетает звонок из контакт центра, с просьбой подтвердить заявку. Уточняем первым делом (до предоставления персональных данных) - как будет осуществлена доставка? если почтой - смотрим выше, смело просим курьера на дом, или через точки выдачи. Или приехать к ним в офис и забрать (если офис в том же городе что и Вы). Тут обычно все прекращается и с Вами прощаются (не обязательно в доброй форме).
Если же убедили как что про честность и т.д. и Вы согласились на доставку по почте, к Вам прилетит уведомление по СМС об отправке, с указанием отправителя. И тут вполне может быть другое юридическое лицо. Проверяем его (см. п.1). И если уже по нему есть отзывы от обмане - забываем про посылку. Но Вам о ней напомнят - в лучшем случае автоответчиком, в худшем - мужским голосом с угрозами, что если не заберете, через суд выбьют компенсацию. Поэтому и рекомендуется давать не основной номер телефона.
Итого - основные признаки мошенников:
Отсутствие телефона на сайте
Доставка по почте
Юридическое лицо указано на изображении, а не текстом
Заведомо низкая цена на товар.
Предупреждены - значит защищены.
На этом все. Удачи Вам.